Даже наоборот: на рынок пришли Starbucks, Dodo Pizza, а также долгожданный гигант мирового фастфуда McDonald’s. Зашедшие на рынок ранее Burger King и KFC открывают новые точки.
Все, наверное, помнят широкоосвещенные в соцсетях легендарные очереди хипстеров в алматинский Starbucks и в столичный McDonald’s. Всё выглядит так, что кризиса никакого и нет.
У небольших локальных сетей Казахстана дела идут тоже достаточно хорошо: открываются и собственные и франшизные точки, особого упадка не замечается.
Во многом, конечно, это благодаря модели франчайзинга, по которой работает большинство сетей фастфуда, и это на данный момент является одной из лучших и финансово безопасных сфер для инвестиций.
Что лежит в карманах генерального директора Starbucks
Генеральный директор Starbucks Говард Шульц не собирается баллотироваться в... →
Тем не менее, законы экономики в Казахстане такие же, как и везде. Скажу исключительно о себе, так как непосредственно занимаюсь фастфудом (развиваю свою сеть пиццерий Nexxio, в том числе и по франшизе): да, кризис чувствуется. В первую очередь выросли цены на товары и услуги.
Большое количество продуктов мы импортируем из-за рубежа, и цены в тенге на них поднялись до 50%. Соответственно выросла и себестоимость пиццы. Нам пришлось на 5-7% повысить цены в меню и немного сократить маржу. Но на количестве посетителей это не сказалось, мы даже отметили рост посещаемости.
Одновременно с этим мы стали активнее работать с поставщиками, провели комплексную оптимизацию, урезали ненужные расходы.
Поработали и над собственным ассортиментом: каждые 3 месяца мы вводим сезонные новинки в меню, ориентируясь на потребности наших клиентов и текущее положение дел на рынке продуктов.
Чтобы этот обзор не выглядел слишком позитивным, к сожалению, вынужден сказать, что не все переживут кризис. Большинство точек фастфуда расположены в арендуемых помещениях, и многие просто не потянут постоянно повышающуюся арендную плату. Другие не захотят работать с минимальной доходностью.
Кстати, а вы бы стали стоять в километровой очереди в какой-нибудь, пусть самый новомодный фастфуд?