Вы не поверите: маркетологи тоже ошибаются!
В периоды кризиса специалисты по маркетингу часто подвергаются нападкам со стороны боссов: дескать, это вы виноваты в том, что бизнес катится под гору. И действительно - провалы маркетологов неизбежны.
Есть, по крайней мере, три причины таких провалов - «черных дыр» маркетинга:
Во-первых, неправильная последовательность маркетинговых действий и применение устаревшего маркетингового механизма (когда нет инновационного сочетания обычных маркетинговых инструментов). Из-за этого порой разрабатывается продукт, который не нужен потребителям.
Во-вторых, нет креативной маркетинговой команды. «Кадры решают все» - это формула всегда актуальна. Многие маркетологи не разбираются в таких вещах, как:
- традиционные методы маркетинговых исследований;
- поиск идей для бизнеса, разработке новых продуктов или услуг;
- оптимальное ценообразование;
- сегментирование рынка;
- каналы сбыта и сам сбыт;
- разработка концепций брендов и управление брендами;
- маркетинговые коммуникации.
В-третьих, это различия в типах мышления маркетологов.
Маркетологи-стратеги используют накопленный опыт и знания, учитывают прошлые ошибки, отслеживают возникающие угрозы, возможности и основные тенденции развития исследуемых рынков для более ясного понимания: куда же будет двигаться бизнес?
Маркетологи с креативным мышлением - это инноваторы, они по-новому сочетают прошлые и современные тенденции развития рынков и генерируют свежие идеи.
Каким же образом тип мышления маркетолога может влиять на проведение маркетингового исследования? Ответ – его отношением к риску!
Маркетологи со стратегическим мышлением рискуют (то есть выбирают из нескольких возможностей одну) только тогда, когда уверены: это максимально выгодно для компании. Но оно может быть выгодно сегодня, а завтра появится новая технология - и всё улетит в трубу.
Маркетологи с креативным мышлением рискуют ради ощущения новизны. Но, если он ее все-таки ощутит, это еще не означает то, что аналогичное чувство испытают потребители.
При этом и те, и другие зачастую могут не оценить реальное состояние дел на рынке и наделать массу ошибок. Какой же выход?
Руководителю или собственнику для равновесия стоит найти пару маркетологов с разными типами мышления. Или одного, сочетающего как стратегическое, так и креативное мышление: такие люди обычно идут на риск осознанно, делают правильные выводы и умеют «воспарить» над сложностью маркетинговых задач. Хотя и эти «супермаркетологи» не застрахованы от ошибок.
Впрочем, ошибаются не только маркетологи, но и боссы. Однако, как бы ни критиковали маркетологов и маркетинг, нужно понимать, что разница между рядовым и многомиллионным бизнесом заключается именно в грамотном применении маркетинга. Так что, господа боссы, любите хороших маркетологов!