5 декабря 2016 Forbes.kz опубликовал материал «Вредные дети: почему некоторые «дочки» Нацбанка надо продать», в котором приводились примеры неэффективного управления Нацбанком некоторыми его активами.
Страховщики по самой сути бизнеса - очень свободолюбивый народ и всегда приветствует повестку, предполагающую уменьшение функций государства в экономике. Вот и упомянутая статья прошла в медиапространстве незамеченной под всеобщее, но молчаливое одобрение. Признаться, и у нас в «Евразии» звоночек, как говорится, не прозвенел.
Зато на этой неделе прозвенел звоночек у меня лично. Причем не один, а просто-таки раздражающее количество раз! Дело в том, что в январе следующего года у меня заканчивается действие полиса «автогражданки», о чем представители страховых компаний Казахстана решили дружно мне напомнить более чем за месяц.
Звонили и вежливо, и вкрадчиво, что называется, брали «на испуг». Сулили выгоды от сотрудничества с конкретной страховой компанией и призывали держаться подальше от другой. Надо отдать должное - звонили строго в рабочее время, однако эта тактичность не слишком помогала в отъездах по делам государственной важности в чужие часовые пояса.
Увещевания приобрести полис в родной «Евразии» и аккуратные намеки о нарушении Закона РК «О персональных данных» результата не возымели. Закончилась эта вакханалия холодно-горячих звонков только с приобретением полиса. В этот же день звонки прекратились.
И в этот момент мне вспомнилась статья, а именно та ее часть, в которой говорится о тлетворном влиянии Государственного кредитного бюро (ГКБ) на страховой рынок страны. Вкратце напомню тезис: 10 лет страховщики работали с Актуарным статистическим бюро (АСБ), которое выступает процессинговым центром и хранителем Единой страховой базы данных по наиболее распространенному в Казахстане виду страхования – обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с законом, до 1 июля 2017 АСБ было предписано передать базу данных ГКБ, что вызвало закономерные вопросы страховщиков. Ситуация усугубилась еще и тем, что ГКБ, будучи де-факто государственной структурой, достаточно неспешно реализует принятие базы данных. На рынке возникла дискуссия о целесообразности принятого нормативного акта - зачем менять то, что и так работает?
Что сдерживает развитие финансовых технологий в Казахстане
2016 год можно считать отправной точкой развития финтеха в РК →
И пока ситуация не достигла уровня «сапожника без сапог», в том смысле, что представитель не самой маленькой в стране страховой компании ничего не может сделать с тем, что его персональные данные утекли непонятно куда и активно используются конкурирующими организациями, сомнений в том, что АСБ адекватно справляется со своими задачами, у меня не было. А сейчас есть - изменение статуса продления полиса стало мгновенно доступным всем страховым агентам.
При всей неповоротливости государственной структуры, мне кажется, что ГКБ будет относиться к использованию хранимой информации гораздо более ответственно, чем ТОО, которое не лицензируется регулятором, не контролируется ни им, ни участниками страхового рынка Республики Казахстан и никак не отвечает за распространение сведений, составляющих как коммерческую тайну, так и тайну страхования.
Надо отдать должное АСБ. За это время единая база данных была создана, совместно с рынком были отработаны бизнес-процессы, связанные с обменом информацией и получением необходимых сведений. Конечно же, построение инфраструктуры потребовало средств, и страховщики исправно платили АСБ за ее продукт, поэтому для Бюро этот проект является далеко не убыточным.
Как землетрясение в Новой Зеландии повлияло на рейтинг страховщиков
В страховании существуют риски, при которых страховщик обязан впоследствии ... →
Но вместе с тем необходимо признать - АСБ не обеспечивает безопасность накопленных персональных данных о страхователях. Вина в нарушении закона о персональных данных также лежит и на самих страховщиках – в стремлении увеличить продажи они предоставляют доступ к базе данных страховым агентам фактически бесконтрольно.
И с этой точки зрения выглядит вполне обоснованным требование регулятора вернуть базу данных в «родную гавань», в сферу государственного регулирования и надзора. Тем более, что это требование выражено в законодательном акте, принятом парламентом страны.
Поэтому в этой ситуации казахстанским страховщикам было бы целесообразней не обсуждать свершившийся факт, а оказать поддержку ГКБ в отладке необходимой инфраструктуры, тем более, что на рынке имеются необходимые наработки.
В конце концов, у страховщиков появляется шанс получить в работу отлаженную систему, которая избежит "детских болезней" АСБ.