В предыдущей публикации мы говорили о причинах роста страхового рынка – трансграничное страхование нерезидентов по классу «обязательное страхование ГПО владельцев транспортных средств». Сборы по этому направлению бизнеса за 11 месяцев 2016 составили 5,6 млрд тенге, что на 363% больше сборов годом ранее (1,2 млрд тенге за 11 месяцев 2015).
Как распорядился таким щедрым «подарком» страховой рынок?
До конца 2015 среднерыночный размер аквизиционных расходов по трансграничному страхованию составлял более 40%. Такая высокая себестоимость страховой деятельности была связана с невысокой стоимостью трансграничного страхования, 500-1000 тенге за страховой полис.
Однако, несмотря на значительное увеличение в 2016 размера страховых тарифов, среднерыночный размер аквизиционных расходов тоже увеличился. То есть доходы посредников по трансграничному страхованию практически увеличились в 4-5 раз. По моим оценкам, доходы посредников (в том числе страховых агентов) за 11 месяцев 2016 превысили 2 млрд тенге.
В 2016 высокая себестоимость трансграничного страхования связана уже с высокой конкуренцией среди страховщиков.
Ренкинг страховых компаний — 2016
Forbes Kazakhstan выяснил в своем новом исследовании, как девальвация помог... →
Стремления страховщиков занять свою долю на рынке трансграничного страхования обусловлены следующими положительными факторами.
1. Короткий срок действия договоров трансграничного страхования. Более 70% всех сделок имеют страховое покрытие до 30 дней. То есть страховые компании не формируют большие суммы провизий, а сформированные провизии быстро амортизируются. Страховые премии по трансграничному страхованию практически сразу признаются доходами.
2. Низкая убыточность. Коэффициент убыточности по трансграничному страхованию не превышает 10%. Это связано со сложным и не удобным механизмом урегулирования убытков для нерезидентов.
Однако есть и негативные факторы.
1. Существует законодательное ограничение по размеру аквизиционных расходов. Это значит, что страховые компании сталкиваются с общеизвестными проблемами рынка, связанными с агентскими вознаграждениями по обязательным классам страхования;
2. Непрозрачная сеть посредников, которая генерирует как операционные, так и финансовые риски.
Благодаря положительным факторам страховой рынок получил дополнительную бухгалтерскую прибыль от трансграничного страхования в размере 1-1,5 млрд тенге, при этом упускает экономическую выгоду, которая превышает фактическую прибыль в 1,5-2 раза.
Таким образом, при всей своей дотационной сущности страховой рынок распорядился «подарком» крайне иррационально.