Предчувствие импульса

Автор: Тимур Турлов
главный исполнительный директор Freedom Holding Corp

Величайшая тайна, вечно волнующая сердца инвесторов, – это механизм оценки рынком тех или иных активов в различные моменты времени. На это влияет много, и даже суперпрофессионалы нередко ошибаются

Как показывает практика, инвесторы очень гибки в своих парадигмах и могут быстро поменять точку зрения на стоимость и методы ее определения – иногда на прямо противоположную. Один из последних примеров – ожидания от результатов выборов в США. Изначально рынок ставил на победу Клинтон, все ждали хорошего роста после оглашения итогов и провала до 15% в случае победы Трампа. В последние дни предвыборной гонки рынок реагировал бурным ростом на признаки победы кандидата от демократов. Но случилось «страшное»: победил Трамп, и… парадигма изменилась в тот же самый день. Получив импульс в виде ряда миллиардных покупок от крупных инвесторов-«активистов», рынок отреагировал бурным ростом. Скупив «панику» в день выборов, эти инвесторы затем сделали сотни миллионов долларов. Безусловно, трюк удался лишь потому, что для него благоприятно складывались прочие обстоятельства: это и поствыборная эйфория в ожидании перемен к лучшему (не зря же большинство не побоялось проголосовать за Трампа), и хорошая ликвидность на рынках, и желание новогоднего ралли, и, по сути, безальтернативность фондового рынка для извлечения дохода в современном мире нулевых процентных ставок.

Импульсы на рынке часто возникают благодаря единицам, способным вбросить событие или деньги в подходящий момент. Но решивший изменить равновесие очень рискует со своей оценкой того, насколько этот момент действительно подходящий. Даже очень ликвидные и развитые рынки нуждаются в лидерах, способных брать на себя ответственность, а слабые рынки практически обречены на тотальную деградацию, в случае если оказываются в ситуации без ориентиров и в условиях тотального бегства от ответственности. К сожалению, разрушать доверие к финансовым инструментам всегда легче, чем его создавать, а процесс утраты стоимости часто бывает самоподдерживающимся и доходит до абсурда не меньше, чем это происходит при возникновении пузырей во время разного рода бумов.

Несмотря на то что Казахстан пережил существенный и очень длительный инвестиционный спад в недвижимости и финансовых активах, не исключено, что теперь мы наблюдаем окончание этой фазы цикла. Рынок, потерявший смысл, начинает переосмыслять себя не столько под воздействием потоков капитала, сколько под влиянием базовых процессов в самих компаниях. Сейчас, на фоне волны приватизации в государственном секторе и активной консолидации в секторе частном, истинная стоимость активов начинает пробиваться наружу. Как бы мы ни игнорировали наличие фондовой биржи, с учетом ожидания крупных сделок с голубыми фишками не исключено, что индекс KASE, в 2016 году незаметно прибавивший более 60% (хотя по итогам последних 10 лет все еще теряющий 37%), в 2017 станет одним из самых быстрорастущих в мире. А поддержат и разовьют этот импульс и поток внутреннего спекулятивного капитала, который мы недооцениваем (и который, помимо того, будет стимулировать неизбежное снижение ставок по банковским вкладам), реформы в управлении пенсионными накоплениями и появление инфраструктуры МФЦА. Последний как минимум вновь заставит обратить на нас внимание внешних инвесторов.

Если этот сценарий реализуется, то историки-экономисты, как обычно, назовут предпосылки к нему очевидными. А если импульса не хватит, то им будет и нечего обсуждать.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
18342 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
19 апреля родились
Жания Аубакирова
пианистка, директор Авторской школы Жании Аубакировой
Forbes Video

Юрий Негодюк - о кофе, налогах и тромбоне

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить