Исследование проводилось по данным Комитета по статистике и Национального банка.
В таблице отображены цифры по динамике доли на внутреннем рынке и уровню загрузки производственных мощностей по отдельным видам товаров. По ним мы можем судить о реакции производителей на изменение рыночной ситуации.
1. Там, где высока концентрация или ограничена конкуренция, теряется доля рынка. И наоборот – там, где существует реальная конкуренция, доля рынка растет.
2. Прирост незадействованных производственных мощностей говорит об ошибках в принятии инвестиционных решений.
3. Там, где высок уровень конкуренции, видна более последовательная борьба с издержками. Если говорить об условиях для развития конкурентоспособности, то мы пришли к следующим выводам:
Условия для факторов производства. Благоприятные условия для развития факторов производства не сложились.
Способность удовлетворить внутренний спрос. На растущий спрос отреагировали те предприятия, которые не поддерживает государство.
Родственные и поддерживающие отрасли. За недостатком данных полноценного анализа не проводилось.
Там, где государство играет значительную роль, нет ни устойчивой стратегии, ни стимулирующей развитие конкуренции.
Исходя из этих выводов, авторы доклада представили вниманию экспертного совета следующие рекомендации.
1. Пересмотреть государственные программы развития.
2. Отказаться от прямой господдержки отдельных предприятий – условия для всех должны быть равными.
3. Создать общедоступную систему рыночной информации и анализа.
4. Создать условия для развития факторов производства, в первую очередь категории «Природные ресурсы/Земля».
5. Изменить законодательство об инвестиционных фондах. Стимулировать развитие венчурных фондов – как вхождением государства в капитал, так и расширением спектра разрешенных финансовых инструментов.
6. Расчленить и полностью приватизировать «КМГ». За государством должны остаться доли в Карачаганаке и Кашагане, крупных совместных разведочных проектах, трубопроводном транспорте.
В Казахстане сложился класс предпринимателей, готовых работать над ростом собственной конкурентоспособности. Все, что нужно, – создать для этого благоприятные условия.