Офисные войны

Автор: Евгений Долбилин
Партнёр Scot Holland | CBRE в Центральной Азии и Казахстане

Сегодня идет борьба за арендатора, переходящая в ценовые войны. Цель – получить платежеспособного и долгосрочного арендатора. Рынок офисов в Казахстане сегодня является одним из самых низких в мире

Год назад на рынке коммерческой недвижимости был кризис. Оглядываясь на осень 2016, вспоминая мысли, которые тогда были, могу сказать, что на рынке не произошло ничего необычного или сверхординарного: рынок дрейфует в понижающем направлении, как мы тогда и предполагали.

Стоимость аренды квадратного метра еще больше «просела» из-за отсутствия платежеспособного спроса и появления на рынке дополнительных предложений практически во всех сегментах – нововведенных комплексов, как жилых, так и офисных.

В офисном сегменте мы видим полное отсутствие приходящих на рынок новых арендаторов, в основном весь рынок живет «переездами». Например, компания «А» переезжает в здание «Б», так как там аренда ниже и выше класс здания. Кроме того, собственник помещения – здания «Б» – предлагает другие бонусы, включая ремонт под ключ за свой счет. Главное – чтобы клиент переехал.

Важнейшая тенденция на рынке коммерческой недвижимости – это низкие ставки. Таких дешевых офисов в Казахстане не было.

Фото: © Depositphotos.com/chaoss

Сегодня идет борьба за арендатора, переходящая в ценовые войны. Цель – получить платежеспособного и долгосрочного арендатора.

Скажу больше – рынок офисов в Казахстане на сегодня является одним из самых низких в мире из-за полного отсутствия свежего спроса.

Стоит помнить, что в ближайшее время на астанинский рынок выйдут площади, высвободившиеся после EXPO, и тогда собственникам придется еще немного ужаться в своих аппетитах. Мы говорим не об одном здании, здесь речь идет примерно о 500 тыс. кв. м. Ситуация на рынке Астаны чуть лучше из-за наличия там посольств, госструктур, офисов квазигосударственных компаний, тем не менее и его можно охарактеризовать как очень «мягкий». И он будет еще мягче.

В Алматы же самыми интересными и, по сути, единственными игроками теперь являются фармацевтические компании. Они также являются основными игроками на корпоративном отельном рынке. Здесь тоже ситуация, к сожалению, «средняя» и «ниже среднего».

Уровень заполняемости 3* отелей в районе 60%, что чуть лучше, чем в прошлом году. Такие результаты были достигнуты за счет снижения цен и разных преференций, предложенных клиентам.

Заполняемость 5* отелей – в районе 40%. Отели класса люкс предлагают такие цены за свои номера, что можно с уверенностью сказать: это самые дешевые отели в мире в своем сегменте.

В Астане отели заполняются только во время выставок и конференций, во все остальное время ситуация тоже нелегкая. По стоимости номера в Астане лучше, чем в Алматы, но клиенты в Астане деловые, в Алматы есть большая доля туристов.

Весь рынок недвижимости находится в нижнем тренде уже который год, и, что самое печальное, не видно сигналов, что тренд начинает меняться. Боюсь, в таком стагнирующем положении мы можем оказаться запертыми еще на несколько долгих лет.

Сложившаяся ситуация печальна для собственника или продавца помещений. Если смотреть глазами арендатора и покупателя, ситуация выглядит совсем по-другому: так дешево отели и офисы никогда не предлагались, поэтому можно выбирать среди множества вариантов и диктовать свои условия.

Покупать квартиру тоже приятно, продают все и много, покупатель – король, а если покупатель еще и с наличными, то король вдвойне. При этом в Казахстане работает много разных госпрограмм по поддержке покупателя в виде различных ипотечных программ и займов. Однако самый большой вопрос, который сейчас мучает весь рынок, – это оживить спрос и поднять продажи.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
17397 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
28 марта родились
председатель совета директоров ТОО «КазАзот»
Forbes Video

Зачем нужны микрофинансовые организации и что стоит знать перед получением займов

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить