У меня складывается ощущение, что во власти существует некий сговор - сделать социально-экономическую обстановку в стране невыносимой. Каждое решение, рождаемое системой, уже несколько лет вызывает отторжение, схожее с аллергией. Иногда градус повышается настолько, что создается ощущение анафилактического шока (кто хоть раз в жизни его испытывал, тот поймёт). Гул, потеря ориентации, головокружение, слепота. Всё это было бы хорошо и, возможно, даже достоверно, если на секунду представить, что существует однородная, управляемая и движущаяся к единой цели масса чиновников. Цель-то у них одна, но размер этой цели у каждого свой, а значит, сколь благородной ни выглядит центральная власть, сколь неординарны ни были бы решения, прогрессивнее программы, все будет завалено на уровне исполнителей.
Отрицательная селекция, которая лежит в основе отбора кадров, где больше про лояльность, чем про навыки и знания, в конечном итоге приводит к дискредитации власти в целом и в большей степени её центра. Это касается не только трех её ветвей, но и бизнеса, который практически на 100% от нее зависит, можно даже сказать, является её продолжением. Было множество социологических опросов, и в каждом из них, если отношение к власти разделялось с отношением к её центру, результаты были печальными. Если главе государства доверяет подавляющая часть респондентов, то все остальные теряют это доверие тем сильнее, чем ближе к периферии. И ведь это самое опасное.
ОБСЕ озабочена ситуацией вокруг Forbes Kazakhstan и Ratel
Блокировка новостного сайта и задержание журналистов в Казахстане вызывает ... →
Потеря доверия к судебной системе, которое уже перманентно, самое страшное, что может произойти со страной. Иногда кажется, что дно уже достигнуто, но каждое новое громкое решение показывает, что до этого дна еще тонуть и тонуть. Именно этот фэйл системы, как уже не раз отмечалось, может привести в совокупности с несколькими другими, менее значительными факторами к социальным взрывам с непредсказуемыми последствиями. Буквально недавно я рассказывал о нескольких случаях, где суд просто попирал законы страны и морали, и это казалось некой вершиной, но нет же, вот «Тенгри» рассказывает историю, в которой Амаль Валимов, сын судьи Алматинского областного суда Гульнар Валимовой, сбил насмерть человека и попал под амнистию. Разве это не дно? Да нет же.
Не дно и история с Ratel и Forbes. Полиция, прокуратура и суд за три дня «упаковали» журналистов в уголовное дело, по 3 части 274 статьи. Вот что по этому поводу сказал журналистам министр внутренних дел Калмуханбет Касымов: «Я хотел прокомментировать здесь, что 30 марта 2018 года в ДВД города Алматы поступило заявление господина Какимжанова о принятии мер за распространение заведомо ложных и порочащих его сведений на сайте Ratel, а также Forbes Kazakhstan. Хотел бы сказать, что данное заявление было зарегистрировано в едином реестре досудебных расследований, по распространению заведомо ложных сведений». И тут же переложил всю ответственность на решение суда годовой давности: «Вы знаете, что Медеуский районный суд на основании материалов, которые он рассматривал, и на основании проведённой судебной психофизиологической экспертизы все сведения, на которые указывает заявитель, признаны как несоответствующие действительности и порочащие его честь и достоинство. В связи с этим начато расследование, получена санкция в суде на проведение обысков, как личных, так и по месту работы, жительства».
Чем опасна зачистка медийного поля страны?
Своим мнением делится с читателями Forbes.kz политолог, директор Группы оце... →
Несколько лет назад, когда ужесточали нормы уголовного права и были внесены изменения в статью 274 УК, журналистское сообщество и правозащитники предупреждали, что это репрессивные поправки и направлены они прежде всего против журналистов. Выиграть в коррумпированных судах гражданское дело о клевете для любого, кто имеет власть или деньги, не сложно, вслед за этим потребовать частного определения не составляет труда.
И вот уже журналиста таскают по допросам, и светит им до 7 лет лишения свободы и, главное, запрет на профессию. Разве не это мы сейчас наблюдаем в деле Ratel и Forbes? То же самое касается и статьи о разжигании всякой там вражды, которая переросла в систему устрашения инакомыслящих, и не только со стороны государства. На статью наваливают и блогеры и общественные деятели, когда им нужно оправдать своё неадекватное поведение.
Гражданское дело против двух крупнейших издательств, инициированное предпринимателем Какимжановым, - главное дело весны 2017 года. Тогда суд, проигнорировав доводы журналистов, страдания бывшего чиновника (а также его родственников и коллег) оценил в 50 млн тенге. Это самый большой штраф, который накладывался когда-нибудь на журналистов и издания в Казахстане. Но главное, обязал опровергнуть все напечатанное ими в СМИ. Опровергать нужно было решения судов, постановления прокуроров и прочие официальные бумаги, которые легли в основу расследования. Но это не смущает ни Медеуский суд, ни судей апелляционных инстанций. После этого обиженный Какимжанов, неудовлетворенный сатисфакцией в 50 млн тенге (что в 25-40 раз превышает средние выплаты по «обычным делам»), подает заявление в полицию. И соорудить уголовное дело теперь вопрос техники.
«Ратель» начал борьбу за своё доменное имя
В четверг, 5 апреля, прошло предварительное заседание суда по делу о наруше... →
И вот она, сила олигарха. 30 марта заявление пишут, а 2 апреля все уже в отделении дают показания. Я был в тот день в здании Forbes и видел одухотворенные лица работников полиции. Это выражение лица мне не раз доводилось встречать в архивах, на фотографиях нквдшников, приходивших в дома писателей и общественных деятелей с обысками. Это садистское удовлетворение, то самое, ради которого большинство и надевает погоны. Если посмотреть видео обыска, то не сложно понять, о чём это. Особенно страшно будет смотреть файл с следственными действиями в доме покойного Геннадия Бендицкого. Это переходит все моральные и этические границы - забрать компьютеры у детей, судя по всему, полагая, что именно там он прятал все документы.
Уверен, что Зейнулла Какимжанов и его сторонники потирают руки в предвкушении, что власть разорвет их «обидчиков» так же, как и в гражданском суде. Большие сроки, тяжёлая статья. Минимум, на что можно надеяться - это огромные штрафы и запрет на профессию, максимум - реальный срок. Беда в том, что Зейнулла Какимжанов не учитывает, что он и его покровители, без которых полицейские и с места не двинулись бы, подставили главу государства. Закрыть издание, даже посадить его журналистов не так опасно, как начать тяжбу с изданием, которое является частью крупной международной сети с головным офисом в США, влияние которого на мировую повестку дня огромно. Можно пропустить гражданский иск, но уголовное преследование незамеченным не останется. Уверен, что свою озабоченность свободой слова будут теперь выражать все партнёры страны. Своими действиями неудовлетворенного, амбициозного чиновника в прошлом и бизнесмена в настоящем он перечеркнул всю динамику отношений с развитыми странами. Рейтинг Казахстана будет стремительно катиться в низ.
Более того, ситуацией воспользуется «враг №1» Мухтар Аблязов. Ему появление такого процесса в самый разгар войны с ним только на руку. Теперь он будет апеллировать в судах не только фактами притеснения оппозиционной прессы, но и вполне себе респектабельных мировых изданий. Он будет использовать этот кейс и в пропаганде. Доводы просты: олигарх, используя власть и деньги, будучи даже не самым порядочным, может посадить любого журналиста, и ему в этом помогут. Суды не будут прислушиваться к доводам, факты будут отвергаться, неугодные экспертизы не приниматься. И это вместо расследования фактов, на которые обращали внимание журналисты, как это делается во всем цивилизованном мире.
Не стоит тогда удивляться, что суды в цивилизованных странах начнут отказывать в законных требованиях страны выдать воров и убийц, ведь у себя мы и понятия не имеем, что такое справедливость и возмездие.
Источник: страница Дениса Кривошеева в Facebook. Публикуется с согласия автора