Нынешняя молодежь родилась без стереотипа, что кормить ее обязано государство. Она свободнее и проще умеет зарабатывать, опираясь только на собственные силы и Интернет. И, как это сейчас особенно актуально, совмещает работу с удовольствием.
Хобби за деньги
Пожалуй, самым тернистым всегда был путь от искусства к заработкам. Людям творческого склада найти приложение своих сил удавалось разве что в местных ДК и филармониях. Коллективы танцоров и музыкантов со времен советской эпохи тщились выжить на госдотациях, праздничных заказах с производств и большей частью собственном энтузиазме. Что уж говорить о тех, кто по складу своей профессии работает в мастерских? Однако с появлением Всемирной паутины реализовать свои возможности и найти клиентуру стало гораздо проще.
Свыше десяти танцевальных клубов и студий работают сейчас в одном только Павлодаре, и их с удовольствием посещает множество людей, в основном студенты и молодые специалисты.
Чтобы привлечь клиентов, молодые хореографы вышли на разветвленные тропинки социальных сетей. И, как это принято в местах скопления мающейся от скуки молодежи, наловили в свои сети много «рыбы». «Территория танца», «Bailaremos», «Унесенные танцем», «Naomi» и многие другие клубы, периодически придумывая новые акции (например: новичкам первое занятие - бесплатно), флешмобы, темы танцевальных вечеров, выкладывая фотоотчеты, закрепляют в своих учениках желание заниматься. Никакой принудиловки - просто новая социальная мода. Как всегда, стремление молодежи принадлежать к какой-то субкультуре сделало свое чудесное дело. Школьным кружкам по интересам такое и не снилось!
Выпускница вуза Виктория выбрала для себя путь торговли в соцсети «ВКонтакте». То, что ей самой нравится молодежная одежда, предлагаемая в social media, очевидно. А создать интернет-магазин даже с единственным работником - под силу и студентке. Благо, в соцсетях нет табу на предпринимательскую и рекламную деятельность, налогами они не облагаются, финполиция по адресам не выезжает… Склады и торговые помещения при онлайн-продажах арендовать не надо, продавцам платить – тоже. Вот и получается, что покупатель получает необходимый товар без накрутки и не выходя из дома.
Для представителей ремесленных искусств соцсети стали Меккой, привлекающей множество поклонников hand made. Например, Юлия, Александра и их коллеги - как раз из тех интернет-предпринимательниц, которые занимаются не только собственным ремеслом, но и преподавательской деятельностью. Желающих пройти курсы керамики и создания украшений хватает, чтобы оплатить материалы для ознакомительных уроков и труд мастера.
Бизнес для бизнеса
В2В, как коротко называют такую сферу обслуживания, - еще одна разновидность бизнеса, широко использующего возможности Интернета. И в ней могут работать как коллективы, так и одиночки-фрилансеры.
29-летний петербуржец, работавший в автосервисе, однажды просто понял, что обрыдло, да и способности пропадают. Для Равиля писать рекламные тексты оказалось способом выйти на путь индивидуального предпринимательства. «Продвижение сайтов, контекстная реклама» - его постоянный статус в соцсети «ВКонтакте». И хотя его основным местом работы является вполне официальное рекламное агентство, некоторые заказы от знакомых, увидевших рекламу Равиля, все-таки приносят дополнительные заработки. Это позволяет надеяться, что его фрилансерство однажды станет окупаемым.
Одним из самых легких своих заработков один мой креативный друг считает раскрутку фирм через группы в соцсетях «Фейсбук», «Одноклассники», «ВКонтакте». В каждой из них - настоящий клондайк потенциальных покупателей и потребителей услуг. Поэтому за определенную сумму Рашид берется обслуживать пиар-кампанию заказчиков, которым, видимо, лень или невдомек завести свой аккаунт в соцсетях и открыть группы имени своей фирмы. Главное - периодически обновлять страницы, добавляя новые адреса, цены, акции, фотографии товаров.
- Речь идет об интернет-продвижении, которое содействует посещаемости сайта и, как следствие, увеличению продаж, - рассказывает молодой предприниматель. - Но в первую очередь имеется в виду стратегическое продвижение концепта, а уже отсюда - создание образа, имиджа, поддержка бренда. На казахстанском рынке эта деятельность превратилась в отдельную услугу, и ее трудоемкость заключается в том, что для максимального результата требуется грамотный журналист-редактор-копирайтер в одном лице, профессиональный талантливый дизайнер и терпеливый контент-менеджер. Но это намного дешевле и эффективнее билбордов и рекламных растяжек, которые уже давно «замылили» глаза прохожим, а результат выдается в гораздо более сжатые сроки. Касается это не только купли-продажи недвижимости, еды, одежды, товаров, но и увеличения посещаемости тех или иных мероприятий, фестивалей, шоу.
Подписчики групп в итоге делают вполне очевидный выбор компании с примелькавшимся логотипом. А спустя некоторое время потребителей услуг становится так много, что рекламодатели даже иногда просят Рашида временно прекратить раскрутку группы.
Словом, главное для бизнеса в Сети – подойти с умом к потенциальным клиентам и сделать их реальными. Этому способствуют минимальные знания основ маркетинга, социальная активность на сайтах, и уж точно вам не помешает отсутствие первоначального капитала.
Вполне достаточно завести странички в соцсетях и периодически добавлять анонсы, фото- и видеоотчеты, демонстрирующие достижения. Как напророчил в 2005 году Билл Гейтс: «Сегодня в мире есть только два типа людей и компаний - те, которые есть в Интернете, и те, которых завтра не будет». И, взяв на вооружение самое массовое средство пропаганды, молодые предприниматели только подтверждают его правоту.