Популисты – на подъёме

Автор: Кеннет Рогофф
бывший главный экономист МВФ, профессор экономики и госуправления в Гарвардском университете

Как обнищал народ в стране, обладающей четвертью мировых запасов нефти

ЛОНДОН – Хотя большинство заголовков новостей обычно посвящены президенту США Дональду Трампу, его трудно назвать каким-то мировым исключением. Авторитарные популисты переживают поразительный подъём и приходят к власти в странах по всему миру. Но нигде эта тенденция не является такой заметной, как в Латинской Америке после избрания левацкого президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора (сокращённо АМЛО) в Мексике и крайне правого президента Жаира Болсонару в Бразилии. Американцы правы, жалуясь на авторитарные наклонности Трампа, но, как мог бы им напомнить бывший министр финансов Чили Андрес Веласко, Трамп – это всего лишь ученик в сравнении с популистами Латинской Америки.

Да, разумеется, это всё не означает, что экономику Мексики и Бразилии ждёт та же судьба, которая постигла экономику Венесуэлы под властью Уго Чавеса и нынешнего диктатора страны Николаса Мадуро. Чавес и Мадуро сумели взять самую богатую латиноамериканскую страну (она обладает четвертью доказанных запасов нефти в мире) и превратить её в полного инвалида – с инфляцией более 1000000% и уровнем бедности выше 90%.

Фото: Depositphotos.com/Dyshlyuk

Как минимум четыре миллиона венесуэльцев (из 32 млн населения) бежали из страны, и, согласно прогнозам, это число может удвоиться в нынешнем году, если Мадуро останется в должности. Беды Венесуэлы вызваны не столько экономическими санкциями, введёнными при Трампе, сколько деятельностью её собственных лидеров-популистов. Страна находилась в состоянии упадка многие годы, при этом наибольшее падение её социальных и экономических индикаторов произошло намного раньше, чем появилась администрация Трампа.

В прошлом году АМЛО, как и харизматичный Чавес два десятилетия назад, пришёл к власти, пообещав улучшить жизнь простых людей. Одним из первых официальных указов он отменил строительство крайне необходимого нового аэропорта в Мехико (хотя этот аэропорт был уже на 30% готов) по тем предлогом, что авиация нужна только богачам. Но в дальнейшем он начал новый проект строительства аэропорта, причём в гористом, крайне неудобном и расположенном намного дальше месте, где у него ещё меньше шансов на завершение строительства.

Хотя во время предвыборной кампании АМЛО обещал покончить с коррупцией, его правительство отказалось от проведения конкурсов при размещении более 70% заключённых госконтрактов. Как и Трамп, он презрительно называет критику в прессе «фейковыми новостями» и предостерегает журналистов, что те должны «вести себя хорошо», или «вы сами знаете, что с вами случится». Тем не менее, глобальных инвесторов подбадривает тот факт, что АМЛО не стал трогать центральный банк (по крайней мере, пока что).

Но если рынки решили не учитывать в своих оценках сильный «венесуэльский риск» в Мексике, то многие левацки настроенные знаменитости, писатели, учёные и политики, которые ранее возносили Чавеса до небес, сейчас заметно сдержаны в похвалах АМЛО. Наблюдая, как Трамп превратил венесуэльскую трагедию в своё политическое преимущество, внешние наблюдатели, симпатизирующие социалистическим амбициям АМЛО, очень мудро осторожничают. Единственным исключением является, конечно,  крайне левый лидер британской Лейбористской партии, Джереми Корбин, который давно поддерживает коррупционный чавистский режим в Венесуэле, а в декабре 2018 года присутствовал на инаугурации АМЛО.

Пока АМЛО создаёт риски в стране со второй крупнейшей экономикой в Латинской Америке, Болсонару поставил под угрозу крупнейшую экономику континента. Как гласит старый, печальный афоризм, Бразилия, с её изобилием природных ресурсов и талантливых людей, «является страной будущего – и всегда ею будет». Новый президент – бывший капитан армии, желающий вооружить граждан и уничтожить огромные участки Амазонии (что серьёзно ускорит процесс глобального потепления), – превратился в громоотвод для молний гнева студенческих протестов, экологов и активистов борьбы за права геев. Недавно он отменил свой визит в Нью-Йорк, где его ожидали массовые протесты и где его резко критикует мэр города, Билл де Блазио.

Внутри страны ситуация не намного лучше. Рейтинги поддержки Болсонару снизились вдвое с момента его вступления в должность в начале года. Судя по первым скандалам, совершенно не очевидно, что он сможет искоренить хроническую коррупцию, поразившую систему государственного управления в Бразилии, а уж тем более продемонстрировать  умение создавать коалиции, необходимые для реализации амбициозной программы экономических реформ, предлагаемой его правительством.

Ситуация усугубляется тем, что в Аргентине, обладающей третьей по размерам экономикой в Латинской Америке, сейчас замаячила перспектива возврата коррупционного, авторитарного социалистического правительства после президентских выборов в октябре этого года. Нынешний президент страны Маурисио Макри занял этот пост в 2015 году, пообещав вернуть страну в нормальное экономическое состояние после того, как бывший президент Нестор Киршнер и его преемник-жена Кристина Фернандес де Киршнер, впустую растратили все доходы от бума сельскохозяйственного экспорта в начале 2000-х годов. Однако Макри, которому в наследство досталась крайне трудная ситуация (в том числе большой дефицит бюджета и ограниченные возможности заимствования), сам совершил несколько критических ошибок.

Для снижения инфляции, которая достигала примерно 30%, правительство Макри решило уменьшить темпы роста денежной массы и стало искать альтернативные источники финансирования. Однако чиновники решили опираться на краткосрочные заимствования в иностранных долларах (классическая ошибка), поэтому вскоре Аргентина оказалась неспособна выплачивать долги. Сейчас курс валюты рухнул, инфляция поднялась выше 50%, а партия Киршнер собирается вернуться к власти.

Если бы все авторитарные правители были так же компетентны, как Ли Куан Ю, отец-основатель Сингапура, тогда последние политические события на американском континенте, возможно, не вызывали бы такой тревоги. Но, к сожалению, это не так, особенно если взглянуть на популистов в Мексике, Бразилии и Аргентине. Сегодня Латинская Америка выглядит как регион, который будет оставаться регионом будущего бесконечно.

© Project Syndicate 1995-2019 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
63955 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Forbes Video

Пойдёт ли Мухтар Джакишев в политику?

Обсуждаемые в Соцсетях
Самые Читаемые

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить