Практически все страны мира обязались достичь всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ) к 2030 году в рамках программы ООН «Цели устойчивого развития». Но некоторые страны добываются прогресса намного быстрее других в обеспечении равного доступа не только к медицинским услугам, но и к недорогим лекарства и вакцинам. Вьетнам – один из лидеров в этой группе стран.
Сегодня 87,7% населения Вьетнама, то есть 83,6 млн человек, охвачены медицинской страховкой. По данным последнего «Доклада о глобальном мониторинге перехода к ВОУЗ», подготовленного совместно Всемирной организацией здравоохранения и Всемирным банком, 97% вьетнамских детей проходят стандартную иммунизацию, по сравнению с 95% детей в США. С 1990 года материнская смертность в стране снизилась на 75%.
Вьетнам сумел достичь столь впечатляющих результатов раньше установленных сроков, несмотря на тот факт, что средний подушевой доход в стране в 2017 году равнялся всего лишь $2342. Ключом к этому успеху стал не масштаб инвестиций в здравоохранение, которые составляют скромные $142 на человека в год (сюда включены как государственные инвестиции, так и расходы частных лиц на своё лечение), а то, как правительство использует свои ресурсы, в том числе интеллектуальный капитал страны.
Со стратегическим подходом Вьетнама можно познакомиться в программе его министерства здравоохранения «Направления медицинской деятельности», которая требует от медицинских учреждений на центральном и провинциальном уровнях государственного управления помогать расширению возможностей окружных и местных учреждений. Главная задача программы – перенести большую часть бремени оказания медицинской помощи на учреждения первичной помощи на более низком уровне, снизив нагрузку на госпитали более высокого уровня.
Помня о длительном и глубоком неравенстве в показателях здоровья в городских и сельских районах, вьетнамцы до сих пор пытаются обходить свои местные медицинские центры, нередко направляясь в более крупные госпитали в городских центрах. Это приводит к неэффективной работе системы здравоохранения и увеличивает расходы пациентов и их семей, не гарантируя при этом наилучшую помощь.
Итак, помимо необходимости гарантировать предоставление местными медицинскими учреждениями финансово доступной и качественной помощи, существует также необходимость в изменении представлений общества. Семьи должны быть уверены в том, что они могут получить точный диагноз малярии, хронической обструктивной болезни лёгких или диабета у местных врачей, а также необходимые лекарства и другие виды лечения.
Для этого медицинские учреждения должны укреплять свои связи с местными сообществами, прежде всего, постоянно предоставляя им такой уровень услуг, который удовлетворяет пациентов. Подобные отношения помогают достижению другой важнейшей задачи, которая позволит улучшать здоровье и сберегать средства: местные медицинские работники должны иметь возможность обучать местных жителей тому, как можно беречь своё здоровье и избегать болезней. Для успеха им потребуются хорошие условия работы, а также постоянные тренинги и поддержка менеджеров, поскольку это критически важно для появления чувства удовлетворённости работой.
Правительство Вьетнама признаёт, что для эффективной реализации стратегии в сфере здравоохранения ему нужна помощь. Оно создало новую «Рабочую группу по преобразованиям в первичной медицинской помощи», которой руководит вьетнамское министерство здравоохранения и которая включает различных представителей государственного, некоммерческого и частного сектора. Партнёрами-основателями этой группы стали Всемирный экономический форум, Гарвардская медицинская школа и компания Novartis (в которой я занимаю пост председателя совета директоров).
Цель рабочей группы – поддержать уже существующие пилотные проекты первичной медицинской помощи в 30 провинциях Вьетнама и применить полученные уроки к разработке всесторонних решений, которые можно будет дублировать и масштабировать. Кроме того, группа сделала важным приоритетом строгие измерения и оценку достигнутых результатов, начиная с качества медицинских услуг, предоставляемых на местном уровне, до финансовой эффективности первичной медицинской помощи.
Каждый из партнёров призван внести в этот проект свои возможности, ресурсы и ноу-хау. Например, Гарвардская медицинская школа обеспечивает экспертизу мирового класса в сфере организационного менеджмента команд первичной медицинской помощи. А вьетнамские партнёры, среди прочего, привносят глубокое понимание местного контекста, что крайне важно для выработки и внедрения устойчивых решений.
Со своей стороны, компания Novartis предлагает своё понимание, как можно применять цифровые технологии в крупных масштабах, повышать медицинские знания у сельского населения, расширять программы обучения для медицинских работников в сельских регионах. Более того, Novartis уже вносит такой вклад в рамках другого успешного частно-государственного партнёрства во Вьетнаме под названием «Cùng Sông Khòe».
Проект «Cùng Sông Khòe» (сокращённо CSK) реализуется в партнёрстве с правительством Вьетнама с 2012 года, оказывая разнообразные услуги в сельских районах страны, которые недостаточно обслуживаются. Эта инициатива позволила расширить помощь, оказываемую при частых медицинских проблемах, таких как диабет, гипертония, респираторные заболевания, а также повысить медицинские знания у пациентов и организовать непрерывное медицинское обучение для медработников. С 2012 года проект CSK охватил более 570 тыс. человек, в основном взрослых, в 16 провинциях страны.
Перед Вьетнамом стоят сложные задачи. Ему надо будет заняться устранением поведенческих и экологических факторов, которые становятся причиной плохого состояния здоровья и болезней. Среди этих факторов следует особо отменить высокий уровень курения среди мужчин, высокий уровень потребления алкоголя, а также загрязнение воздуха. Кроме того, темпы старения населения во Вьетнаме являются одними из самых высоких в мире.
Необходимо также проводить важные реформы в сфере здравоохранения для улучшения показателей здоровья. Например, правительству следует создавать стимулы для врачей, чтобы те действовали более избирательно, отправляя пациентов в госпитали более высокого уровня, и направляли больше пациентов в местные центры первой медицинской помощи.
И, тем не менее, прогресс Вьетнама на пути к достижению ВОУЗ является выдающимся, что отчасти объясняется поддержкой правительством страны стратегических частно-государственных партнёрств. Тем странам, которые испытывают затруднения, возможно, стоит воспользоваться этой моделью, а также подходами других стран, которые демонстрируют хорошие достижения, занимаясь внедрением ВОУЗ, как например, Индонезия, Руанда и Таиланд.