Аудитория готова читать казахстанских авторов, но где же их взять?

Автор: Марго Эрванд
журналист, писатель

Прилавки книжных магазинов страны пестрят новинками со всего мира: Европа, Америка, Корея, Китай, Россия и даже Мексика. Спрос рождает предложение, но так ли это на самом деле?

Не так давно в прессе были обнародованы данные Национальной государственной книжной палаты, согласно которым в Казахстане ежегодно регистрируется порядка 600 наименований художественной литературы, то есть книг, которым присваивается международный стандартный книжный номер (ISBN). Для сравнения, в России ежегодно издается порядка 20 000 наименований новых книг развлекательной литературы

Да, 600 книг - это незначительно, но для Казахстана даже она была бы ощутима, при условии, что все эти книги стабильно появлялись бы на книжных прилавках страны из года в год. Это могло способствовать не только формированию и поддержанию интереса читателя к отечественной литературе, но и развитию книжной индустрии в целом. Однако об это мы можем только мечтать.

Фото: Татьяна Панченко

Кому вы пишите?

Так куда же деваются все эти 600 книг? Посчитать и вычислить какие-то точные цифры не представляется возможным, потому как у нас в стране такой учет никто не ведет. Национальная государственная книжная палата не отслеживает судьбу книг. Однако думаю, не ошибусь, если предположу, что большинство авторов предпочитают минимизировать свои затраты, а потому сразу после присвоения книге международного регистрационного номера ISBN и регистрации авторских прав произведение отпускается либо в свободное плавание на просторах всемирной сети (если для автора написание книги не являлось целью заработка) или же поступает на прилавки интернет-магазинов, где вступает в борьбу за кошелек читателей наряду с работами как малоизвестных, так и именитых писателей (при условии, что автор рассчитывает на этом заработать).

Если брать цифру 600 за сто процентов, то электронной книге я бы отдала не меньше 70, то есть предположительно около 420 произведений казахстанских авторов ежегодно появляются на просторах всемирной сети. Но, именно оставшиеся 30% или 180 потенциальных книг художественной литературы, как мне кажется, вызывают наибольший интерес, потому как они обретают жизнь в бумаге, но несмотря на это большинству из них так и не суждено стать продуктом массового потребления.

И волки сыты, и овцы целы

В последнее время я часто слышу от творческих людей, такую формулировку: «Я пишу для себя, для своих». Но как правило, возникновению такой ширмы-брони предшествует колоссальный путь, который человек уже проделал: придумал, написал, нашел средства на корректора, и может быть даже редактора, и...  в итоге надорвался. Сдаться - это все равно, что предать себя, а потому на свет появляется «тираж для своих» - 20-50 экземпляров, которые быстро разлетаются по родственникам и друзьям. Так рождается «сам себе писатель». И в нашей процентной шкале таким авторам я бы отдала не меньше 20-25 процентов. То есть в пересчете на книги мы получим 120-150.

Дорогу осилит идущий

И только 5-10% или 30-60 книг ежегодно проходят полный цикл: от идеи до реализации в книжных магазинах страны. Так, согласно данным крупной казахстанской сети «Меломан», за 2018 у них прошло 26 презентаций казахстанских авторов. При этом в сети так же отметили, что с 2014 года по 2019 доля казахстанских книг на книжных полках выросла более чем в три раза, с 3 до 10%.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
30530 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Forbes Video

Как казахи хотели Чингисхана «украсть»

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить