Реформа службы психического здоровья в Казахстане началась три года назад. Ключевая идея – дестигматизация службы, то есть преодоление проблемного ореола вокруг темы психического здоровья. Для этого надо изменить мышление специалистов-врачей и восприятие этого вопроса обществом. На данном этапе, побеседовав со специалистами-авторами и исполнителями реформы, я считаю этот проект определённо успешно реализуемым.
Основной упор сделан на повышение пациентоориентированности. До настоящего времени одной из основных проблем была территориальная доступность. Для госпитализации надо было совершить несколько «рейсов» между поликлиникой и диспансером по вопросам направления, анализов и т.д. Поскольку сам визит в специализированный диспансер, к сожалению, до сих пор ассоциируется с чем-то постыдным, часть пациентов по пути «терялась». Медикаменты для состоящих на учёте также выдавались в аптеках, что также повышало риск «потери» пациента. В результате – обострения, запущенные случаи, экстренные госпитализации, повышенные расходы на стационарное звено.
Как убить тихого убийцу женщин
ДАККА – В дискуссиях о здоровье женщин внимание обычно сосредоточено на воп... →
Что было сделано: по Казахстану создано около пятидесяти центров психического здоровья в составе поликлиник. Стандартный центр – это комплексная команда на 15 ставок. То есть сотрудники психиатрического профиля высажены непосредственно в точке первого и основного контакта пациента с системой здравоохранения – в городской поликлинике. Общий талон на посещение. Все направления на анализы для госпитализации выдаются и обрабатываются на месте. Всё, как при «обычной» госпитализации в больницу. Также и выдача лекарственного обеспечения организована непосредственно в поликлинике. Сам факт посещения центра психического здоровья в общеполиклиническом порядке – достижение и минимизация фактора стигмы. Оптимизация бизнес-процессов, юзабилити, UX (user experience), оптимизация, Lean – все эти термины подходят для описания нововведения.
По статистике, 90% наркологических пациентов состоит на учёте у врача общей практики (ВОП) по непсихическим заболеваниям. Поскольку взаимодействие между двумя отдельными юридическими лицами – почти всегда проблема, психиатрия не знала, что происходит у ВОП, и наоборот. Проблемы с пониманием возникали у обеих сторон: почему пациент резистентен к медикаментам, почему уклоняется от посещения врача и т.д. С открытием центров этот вопрос в основном снят.
Возникают ли риски в связи с посещением наркологическими и психиатрическими пациентами общих поликлиник? Думаю, вопрос неактуален: эти пациенты и раньше приходили в городские поликлиники – по поводу других заболеваний, для получения направлений и рецептов на лекарства, менее обследованные и более раздражённые в связи со своим «исключительным» положением. Сейчас ситуация с возмущением по этому поводу устаканилась, обе стороны – врачи и пациенты – привыкли и, видимо, прочувствовали удобства решения.
Почему самый важный инструмент здравоохранения это доверие?
Врачи и медсёстры традиционно входят в число людей, пользующихся в обществе... →
Следующая мера – объединение психиатрической и наркологической служб и специальностей. Сейчас в Казахстане около 1300 психиатров. Это достаточно много в сравнении с развитыми странами. При этом психиатр и нарколог – разные специалисты. Это, с одной стороны, очень узкая специализация, а с другой – пакет непрофильных компетенций у врача. В частности, наркологи до начала реформы занимались в том числе детоксикацией, в то время как эта компетенция присуща и глубже представлена у токсиколога.
Далее, в мировой практике взрослая и детская психиатрия представлены в лице одного специалиста. В практике ближайших соседей – Республики Беларусь и РФ – объединение взрослой и детской психиатрии было проведено в период 2009-2015. Главным образом это связано с тем, что по статистике от 15% до 50% психических и до 75% невротических заболеваний проистекают из детского периода.
Наконец, медсестринский персонал службы постепенно трансформируется из помощника врача без голоса в специалиста с расширенными компетенциями, глубже вовлечённого в процесс.
Итого меры по кадрам:
- объединение специальностей психиатра и нарколога;
- объединение специальностей взрослого и детского психиатра;
- расширение полномочий медсестер.
Наконец, важно выявление потенциальных пациентов на раннем этапе. Площадки для выявления в детском возрасте – образовательные организации; для взрослых – преимущественно социальные сети. Здесь идёт внедрение методов искусственного интеллекта с поиском пациентов и дальнейшим выходом на контакт.
Цифровой путь к «здоровью для всех»
На недавнем ежегодном собрании Всемирной ассамблеи здравоохранения в Женеве... →
После этого включается пирамида помощи. В первую очередь, это самопомощь при курации специалистов. Один из внедряемых современных механизмов – чат-боты по когнитивно-поведенческой терапии, наркологии, работающие под курацией специалистов службы. Следующая ступень – неформальные группы пациентов и их родственников. Здесь роль службы сводится к обучению и поддержке сообществ. Затем идёт первичное звено в связке врачей общей практики (которым было передано 8 компетенций психиатрической службы) и Центров психического здоровья. Завершает пирамиду институциональная преимущественно стационарная служба.
В целом спрос в зоне ответственности службы психического здоровья – не проблема, потребность достаточно высока. Проблема на сегодня – адекватное предложение (поддержка и медпомощь). Поэтому очень важно при реформировании службы соблюсти баланс и максимально реализовать идею дестигматизации: второго шанса заслужить доверие не будет.