Несколько лет назад мы презентовали бизнес-план нового бухгалтерского техникума-колледжа одному крутому финансовому авторитету, тогда почти главе фонда всех фондов нашей могучей страны, сегодня он один из самых читаемых авторов казахстанского сегмента Facebook.
Авторитет спрашивает меня: «Чему вы собрались учить в вашем техникуме - принципу двойной записи Луки Пачоли? Скажите мне лучше, какой сегодня уровень индекса Dow Jones?»
Я недолго думая отвечаю: «Индекс Dow Jones на сегодня 1200 пунктов».
И тут от него летит строгий вердикт: «Вы не только значение индекса Dow Jones не знаете, вы даже в порядке цифр путаетесь. Индекс Dow Jones на сегодня составляет 12105 пунктов».
За меня вступились участвовавшие во встрече крупные бизнесмены, аргументируя, что всех цифр не запомнишь - важнее знать, как рассчитать или найти саму цифру.
«Оперативный» компонент человеческого разума отвечает за операции, методы, принципы познания, а «информативный» - за предмет, фактаж, содержание материала. Другими словами - «форма» и «содержание». В нашем случае методом является бухгалтерский принцип двойной записи Луки Пачоли, а предметом - само значение индекса Dow Jones в 12105 пунктов.
Советское образование давило в основном на даты, цифры, факты. Западное, наоборот, - на методы, принципы, законы. Например, у нас каждый специалист в своей области с лёгкостью назовёт десяток фактов, цифр или дат, но десять устойчивых законов своей профессии вряд ли вспомнит. Слесарь-газовик расскажет вам сто историй про свою работу, но попросите его воспроизвести закон Бойля-Мариотта - в какой пропорции объём газа зависит от давления…
Скажем, вы - журналист, экономист, финансист или педагог, попробуйте сходу сформулировать 5-10 законов или принципов из вашей профессиональной области.
А бухгалтерский техникум мы так и не создали…