Опыт работы Osquared Capital Kazakhstan ежедневно подтверждает то, что очевидно многим: местный рынок финансирования новых идей, бизнес проектов и малого и среднего бизнеса имеет ряд особенностей, исходящих из истории экономического развития региона и сформировавшейся финансово-экономической инфраструктуры.
МСБ без потенциала роста
Во-первых, независимый малый бизнес сегодня имеет мало шансов вырасти в крупную корпорацию, в том числе в силу ограниченного доступа к ресурсам – человеческим, информационным и финансовым.
Во-вторых, при привлечении финансирования основная масса МСБ полагается на банковские займы, сумма которых тесно связана с размером залогов, которые могут предоставить предприниматели. Этот упор на залоги не только ограничивает потенциал роста МСБ, но и ведет к отраслевым перекосам в финансировании бизнеса. Бизнес-проекты, зависящие от интеллектуального капитала и создающие его, финансируются в значительно меньшей степени, чем связанные с физическими активами.
В-третьих, компании делятся на приближенные к крупнейшим бизнес-группам и на далекие от них. Приближенные компании имеют доступ к акционерному финансированию, но управляются зачастую родственниками, друзьями, одноклассниками основных акционеров. В свою очередь, независимые бизнес-проекты могут получить финансирование в основном лишь через передачу контроля от своих основателей командам владельцев крупных групп.
В итоге малый и средний бизнес имеет мало альтернатив заемному финансированию в Казахстане, а рыночная инфраструктура финансирования проектов путём инвестиций в акционерный капитал находится в зачаточном состоянии. Вместе с тем казахстанский рынок по принципам своей работы имеет много черт, схожих с рынками развитых стран, и это связано с тем, что фундаментальные принципы капиталистической экономики сохраняются независимо от местной специфики.
Лучше меньше, да лучше
Пояснить типичные этапы жизни бизнес-проекта от идеи до выхода на публичный рынок попробую на примере США. В американской системе типичный стартап проходит через процесс финансирования из разных источников: сначала это друзья и семья, затем инвестор-«ангел», потом несколько раундов финансирования от венчурных фондов и наконец IPO или продажа крупному стратегическому или финансовому инвестору. Перед тем как мы перейдём к описанию особенностей вышеперечисленных источников финансирования, отмечу два момента.
Первое: на каждом этапе нужно привлекать ровно столько средств, сколько понадобится для выхода на следующий уровень. Практически все предприниматели понимают, что если финансовых ресурсов недостаточно, то новая компания может просто не дожить до следующего этапа своего развития.
Но, с другой стороны, и это далеко не всегда очевидно новичкам, чрезмерное финансирование может оказать отрицательный эффект не только на успех проекта, но и на выгоду, извлекаемую из него его основателями. Ведь привлечение излишнего капитала не только может расхолаживать основателей бизнеса и вести к неэффективности проекта, но и вылиться в то, что, привлекая излишние объемы финансирования, основатели отдают ранним инвесторам слишком большую долю бизнеса тогда, когда оценка проекта еще невысока.
Второе: основателям важно иметь адекватную финансовую модель и оценку стоимости своего бизнес-проекта на каждом этапе привлечения финансирования. Уметь вести предметный диалог с потенциальным инвестором об условиях, на которых оно привлекается. Кроме того, предпринимателям полезно понимать приоритеты, психологию и инвестиционную стратегию своих инвесторов. Ведь от этого будет зависеть то, насколько обе стороны смогут сработаться и продуктивно пройти долгий путь от ранних стадий проекта до выхода из него на условиях, выгодных и тем, и другим.
Близкие и родные
Независимо от того, в какой стране запускается бизнес-проект, его основатель должен быть готовым посвятить своей бизнес-идее не только время и усилия, но и рискнуть значимой частью собственных сбережений. Это важно для абсолютного большинства инвесторов. Страх потерять все – это мощная сила, останавливающая многих от начала собственного бизнеса. Но когда ты уже «сжег мосты» и начал свой проект, остается два варианта – успех или провал, и этот страх становится сильнейшим мотиватором и начинает работать в твою пользу.
Следующим шагом чаще всего является привлечение финансирования от друзей и семьи. Преимущество этого шага заключается в том, что их легко найти – это уже «свои» люди. Но здесь имеются и несколько важных недостатков.
Во-первых, многие близкие поддержат основателя, потому что они его любят и он им дорог как человек. Поэтому поддержка близких несет мало информации о перспективности бизнес-проекта как такового. Во-вторых, семья и друзья скорее всего не имеют широких связей, которыми обладают более профессиональные инвесторы.
В-третьих, получая поддержку от близких людей, основатели бизнеса смешивают свою деловую и личную жизнь, и возможный провал проекта может повлиять на отношения с ними.
В-четвертых, обычно поддержка разовая и происходит в самом начале жизненного цикла проекта; в большинстве случаев родственники и друзья не смогут продолжать поддерживать проект по мере его развития. Наконец, близкие могут не быть аккредитованными инвесторами, что может осложнить жизнь проекта в случае проведения IPO в будущем. Если последний пункт более применим в США, то первые четыре абсолютно актуальны и в местных реалиях.
Как пройти к выходу?
Запустив проект и доказав, в первую очередь самим себе, его жизнеспособность, основатели рано или поздно должны выйти «в свет» и искать финансирование у профессиональных инвесторов – инвесторов-ангелов, «посевных» инвестиционных компаний и венчурных фондах. О них речь пойдет в следующей заметке, а эту завершу кратким обсуждением двух важнейших для инвесторов концептов: оценки бизнеса и стратегии выхода.
Первый важнейший момент – это «оценка». Покупке доли в компании неизбежно сопутствует определение стоимости бизнес-проекта. На ранних стадиях этот процесс ближе к гаданию на кофейной гуще, поэтому молодые проекты чаще всего оцениваются, исходя из фактических взносов его участников. Но по мере взросления компании ее оценка начинает приближаться к реальной рыночной стоимости.
Если основатель компании может распоряжаться собственными средствами и финансовой поддержкой родственников практически как ему угодно, то, ведя разговор с посторонними инвесторами, он должен быть готов говорить о стратегии выхода. Многие неопытные предприниматели часто удивляются тому, что инвесторы ожидают либо продажи компании, либо IPO. Причина этому проста: инвесторам нужно вернуть капитал, инвестированный в бизнес-проект, и они рассматривают только компании, имеющие стратегию выхода.
Этот подход не настолько эгоистичен, как может показаться на первый взгляд. Например, в США существует мало крупных частных, то есть не публичных, компаний. Большинство или продаются, или выходят на фондовую биржу. Дело заключается и в том, что сотрудники тоже в какой-то мере являются инвесторами – они инвестируют в проект свое время – и так же хотят иметь возможность монетизировать, или, проще говоря, «обкэшить» свои инвестиции.
Если конкуренты предлагают своей команде опционы на покупку своих акций, которые могут принести им существенные состояния, в то время как ваш проект остается в частных руках, то лучшие люди скорее пойдут работать на ваших конкурентов. Таким образом, будущий «выход» важен для всех – и для инвесторов, и для сотрудников, и для самих основателей.
В Казахстане этот аспект бизнес-проектов пока еще не занимает заслуженной доли в разговоре между предпринимателями и инвесторами, и, как показывает практика Osquared Capital, это зачастую не дает совершиться многим сделкам.