НЬЮ-ЙОРК – В январе я прогнозировал, что распространение нового коронавируса Covid-19 в Китае достигнет пика на второй или третьей неделе февраля. И действительно, общее число серьёзных и критических случаев этой болезни в стране начало снижаться после 22 февраля, а в последние дни не регистрируется новых случаев заболевания, не считая международных путешественников, которые прибывают в Китай. К сожалению, количество новых случаев заражения за пределами Китая растет очень быстро, что грозит потенциально катастрофическими последствиями для здоровья населения и для глобальной экономики.
Правительства, столкнувшиеся с пандемией, могли бы воспользоваться некоторыми полезными уроками Китая и других стран, которые оказались в числе первых жертв Covid-19. Эти уроки будут особенно полезно тем странам, у которых пока нет опыта борьбы с крупными вспышками инфекционных заболеваний. Самое главное – они должны действовать быстро.
Во-первых, правительства и органы здравоохранения должны активизировать работу по подготовке к крупной вспышке, причём до того, как она начнётся. Когда ударит Covid-19, произойдёт всплеск спроса на комплекты тестирования на вирус, на медицинские маски, спиртосодержащие влажные салфетки, защитные костюмы, больничные койки и аппараты искусственного поддержания жизни. Европа и США не воспользовались в полной мере своим шестинедельным преимуществом; другие страны должны начать подготовку немедленно.
Странам, у которых собственные объёмы производства перечисленных материалов ограничены, следует рассмотреть возможность увеличения их импорта из Китая, Японии и других стран. Основная часть подобной продукции не является высокотехнологичной и может производиться во многих странах. В частности, Китай активно старается возобновить производство, а фабрики этой страны обладают необходимой компетенцией и могут быстро отреагировать на всплеск глобального спроса.
В Узбекистане врачи, контактирующие с больными коронавирусом, будут получать $2,5 тыс. в месяц
Такое заявление сделал президент республики Шавкат Мирзиеев →
Кроме того, национальные планы сдерживания эпидемии должны гарантировать наличие адекватного количества больничных коек (особенно в отделениях интенсивной терапии) на случай масштабной вспышки. Если национальный план невыполним или недостаточен, тогда властям надо будет рассмотреть возможность быстрого возведения новых больниц, при необходимости с привлечением иностранных компаний.
Государственные власти должны также заранее, чётко и настойчиво информировать население о том, как можно минимизировать распространение вируса с помощью личной гигиены и социального дистанцирования. Сингапур, где органы здравоохранения и даже премьер-министр достоверно обеспечивали общество медицинской информацией, является хорошим примером для подражания.
Критически важно, чтобы правительства начинали действовать достаточно рано и решительно, вводя жёсткие требования социального дистанцирования, как только появятся первые признаки вспышки. Предприниматель из Силиконовой долины Томас Пуэйо показал, что такие шаги оказались эффективными в Китае, и, наверное, они станут необходимыми во многих других странах.
Для смягчения некоторых из экономических последствий пандемии власти обязаны предоставлять срочную чрезвычайную помощь работникам, компаниями и финансовым учреждениям. В краткосрочной перспективе Covid-19 окажет сильное негативное влияние на экономику в целом, но в некоторых отраслях это влияние потенциально будет сказываться даже в среднесрочной перспективе.
Водка, мыло, горячая ванна, перчатки: мифы и правда о том, что эффективно борется с коронавирусом
Forbes.kz собрал самые популярные народные средства борьбы с коронавирусом ... →
Негативный шок рыночного предложения, вызванный закрытием заводов, передаётся через производственно-сбытовые цепочки к потребителям во всём мире, затрагивая даже те страны, где пока ещё не зафиксировано крупных вспышек Covid-19. Кроме того, пандемия вызывает сокращение доходов и спроса, что негативно влияет на производство во всём мире. Последующее снижение доходов и уверенности бизнеса может запустить цепную реакцию падения спроса на товары и услуги. Для устранения самосбывающихся ожиданий рецессии правительствам нужно быстро предложить чрезвычайные программы, которые могут, среди прочего, включать временную приостановку налоговых и процентных платежей, финансовую поддержку и гарантированные медицинские льготы работникам, финансовую помощь банкам.
Государствам мира надо также максимально использовать цифровые технологии (или улучшить их использование). Хорошо развитый онлайн-шоппинг позволил бы компенсировать некоторые из экономических затруднений, с которыми сталкиваются предприятия розничной торговли и производители, но это требует наличия широкого доступа к Интернету, массовой готовности компаний и домохозяйств пользоваться системами электронных платежей, эффективных и недорогих систем доставки. Китаю повезло, что у него есть все три компонента успеха, но этого нельзя сказать о многих развивающихся странах. Именно поэтому их правительства должны задуматься о проведении срочных реформ в секторе услуг, которые бы позволили компаниям, обладающим международной конкурентоспособностью, помочь быстрому строительству инфраструктуры, необходимой для выполнения национальных задач в сфере здравоохранения.
Что касается экономических стимулов, то программа, скоординированная на международном уровне, будет эффективней в борьбе с глобальной рецессией, чем изолированные действия отдельных стран. Это особенно относится к бюджетным стимулам. Когда правительство снижает налоги или предоставляет временную финансовую помощь нуждающимся домохозяйствам, вызванное этими мерами повышение внутреннего спроса может «утечь» к иностранным производителям за счёт увеличения импорта. Такая «утечка» имеет особое значение для стран с экономикой малого и среднего размера, у которых сравнительно высокое соотношение импорта к ВВП: они могут не захотеть принимать программы стимулов в необходимых объёмах.
Международная координация позволила бы решить эту проблему. Если все страны повысят свой совокупный спрос, тогда их валютные курсы не будут сильно меняться, а повышение глобального спроса окажется выгодным для всех. «Большая двадцатка» и Международный валютный фонд могут сыграть критически важную, координирующую роль на этом направлении.
Наконец, борьбе с рецессией, вызванной пандемией, могло бы помочь снижение пошлин и нетарифных торговых барьеров. Многие крупнейшие центральные банки уже снизили учётные процентные ставки почти до нуля, и поэтому их возможности повлиять на ситуацию сильно ограничены. Но при этом многие страны сохраняют разнообразные торговые барьеры, которые способствуют росту издержек производства и сокращению реальных доходов домохозяйств.
Угроза рецессии часто заставляет правительства задумываться над ещё большим повышением торговых барьеров, однако для увеличения мирового ВВП и занятости нужны прямо противоположные меры. Как и в случае с бюджетной экспансией, скоординированная торговая либерализация открывает наилучшие шансы на успех, потому что «уступки», предоставляемые каждой страной иностранным фирмам, будут сопровождаться улучшением доступа их собственных компаний к зарубежным рынкам. Всемирной торговой организации и «Большой двадцатке» необходимо активней демонстрировать своё лидерство в этой сфере.
Пандемия Covid-19 грозит миру катастрофой. Но одновременно этот кризис открывает перед правительствами редкую возможность провести такие изменения, которые будут не только решать краткосрочные проблемы в сфере здравоохранении, но и повысят долгосрочный потенциал роста мировой экономики.
Китайцам часто приписывают интересные поговорки, которые в реальности придумали не они, однако по-китайски слово «кризис» действительно пишется иероглифами, означающими «опасность» и «шанс». Правительствам всех стран мира следует воспользоваться моментом и не допустить, что вызванный Covid-19 кризис прошёл впустую.