Чрезмерная любовь к близким по факту рождения, но чужим по жизни людям порождает массу проблем, в том числе и глобальных. События 2001-го и 2007 года - тому подтверждение. Каждый относительно успешный казах имеет родственный «геморрой». У меня много историй, связанных с родней. Вот одна из них.
В дикие девяностые два приятеля кинулись в омут первичного накопления капитала. Они были жадны до дела, деньги кружили голову, проекты сыпались с небес на пустой, истомленный товарным дефицитом рынок. Если кто помнит, одной из популярных тем бизнеса были так называемые "реэкспортные жигули". Приятели купили партию ВАЗовских автомобилей и успешно торговали ими в розницу. Малиновый пиджак и «девятка» цвета мокрый асфальт - вкусы того времени были непритязательны и легко удовлетворяемы. "Жигули" разлетались, как горячие пирожки. К концу года у партнеров осталась пара десятков машин разных моделей ВАЗовской линейки. Времена были простые, и один из партнеров предложил закрыть реэкспортную тему тривиальным образом: оставшиеся машины разделить, чтобы зафиксировать прибыль и закрыть тему. Второй партнер согласился: а почему бы и нет? Но на всякий случай поинтересовался: что его партнер собирается делать с этими машинами? Тот ответил: я все придумал, раздам родственникам, Новый год на носу, ырым болсын! (ырым – жест доброй воли).
Идея очень понравилась второму партнеру. Движимый лучшими казахскими чувствами, он поручил жене составить список ближайшей родни, чтобы осчастливить близких и получить ush jurt arasunda (у каждого казаха три вида родни: oz jurt – братья-сестры и родня по отцовской линии, nagashi jurt – родня по материнской линии, qaiyn jurt – родственники жены/мужа ), то есть статус nagys erkek (настоящий мужчина).
Список был составлен с учетом консультаций с агашками и татешками из ближнего круга. Бизнесмен потратил две недели и десять лет здоровья, лично объезжая счастливчиков, которым выпал подарок на Новый год. Разумеется, tuustar (родственники) резали qoi (овцу), пили araq (водку) и всеми другими доступными способами уничтожали печень благодетеля.
Наш герой еще месяц приходил в себя после сантаклаусовского вояжа по бескрайним родственным просторам. Он был преисполнен осознанием собственной значимости и упивался тем, что родные гордятся его успехами. Но счастье было недолгим...
Через пару месяцев он обнаружил, что оказался в жестком игноре. Его не пригласили на какое-то массовое сборище родных, на котором он с малолетства присутствовал. Потом он вдруг обнаружил, что khabar (весть) о значимых событиях типа тоя или аса приходит со стороны и постфактум. Для любого нормально устроенного казаха такой игнор равносилен остракизму. Страстно желая «разогнуть» ситуацию, наш герой решил выяснить, в чем дело, чем он так оскорбил ziyaly qauym (уважаемых людей), что они решили исключить его из ближнего круга. Он позвонил одному из тех, кого облагодетельствовал на Новый год. Диалог был примерно таким:
- Agatai, ne bolypjatyr? Nege meny tuus qatarynan oshirip jiberdiniz? (Агатай, что происходит? Почему меня вычеркнули из списка родных вам людей?)
- Ey, baurym, menynen sagan jaqyn tuus barma? (Эй, братишка, разве есть у тебя человек роднее меня?)
- Aga, sizden jaqyn adam joq ekennyn bilesiz goi! (Вы же знаете, что ближе вас у меня никого нет).
- Al men sagan en jaqyn tuus bolsam, nege sen magan "четверканы" syilapberdyn? Anau nagashyna "девяносто девятыйды" apardyn, ol qalai? (А если я тебе самый близкий родственник, почему ты мне подарил четвертую модель «жигулей», а своему нагаши подогнал девяносто девятую модель?).
…Даже спустя десять лет наш герой не мог преодолеть последствий своей опрометчивой филантропии.
Другие посты автора:
«Скажи мне правду, прокурор!»,