Книга — предмет первой необходимости?

Автор: Марго Эрванд
журналист, писатель

Несмотря на кризис и тяжелые времена, 2020 год может стать настоящим прорывом для казахстанских независимых писателей

Пандемия и режим самоизоляции нанесли существенный удар по мировой экономике. Мир не будет прежним - уверяют аналитики. И если большинство людей до конца не понимает смысла этих слов и не представляет себе этот новый мир после короновируса, то представители книжной индустрии уже начали путь серьезных перемен. Какой же он, книжный рынок, завтрашнего дня?

Одними из первых о грядущих потерях и о том, чем может обернуться пандемия для книжной индустрии, начали говорить в России. По предварительным данным, из-за закрытия книжных магазинов только за март 2020 издатели потеряли 6,8 млрд рублей, а по итогам года их потери составят не меньше 15 млрд рублей. И это по самым оптимистичным прогнозам.

Но что все эти цифры значат для писателей? Согласно данным российских СМИ, Виктор Пелевин, Дарья Донцова, Дина Рубина, Захар Прилепин и другие известные авторы написали открытое письмо к российскому правительству. В своем послании творческая элита просит не только о мерах финансовой поддержки, но и о том, чтобы книгу признали предметом первой необходимости, что, следовательно, приведет к открытию книжных магазинов.

ФОТО: Depositphotos.com/Kzenon

Напомню, что гонорар за книгу большинства из этих писателей составляет около 1 млн рублей, а Дарья Донцова, согласно открытым источникам, и вовсе получает $200 тыс. Эти имена у всех на слуху, и у каждого из них есть целая армия не просто лояльно настроенной аудитории, но настоящих фанатов, выстраивающихся в очередь за новинкой. И все же эти писатели уже бьют тревогу. И для этого есть серьезное основание - большинство игроков книжной индустрии за месяц изоляции полностью или частично сократили свои производственные объемы.

Даже такое крупное издательство, как ЭКСМО-АСТ, вынуждено выпускать премьеры на площадке «Литрес». В среднем тираж каждой из заявленных книг должен был быть в диапазоне от 10—30 тыс. экземпляров, а теперь будет только электронная версия. Но беда в том, что затраты на создание этих книг продажей цифровых версий не окупятся даже несмотря на то, что сегодня электронная книга переживает настоящий бум. К примеру, согласно данным, опубликованным в СМИ, посещения книжных магазинов онлайн в марте выросли на 23% во Франции, на 40% - в Италии, до 60% - в Германии и Испании и на 50% - в России.

Однако ни для кого не секрет, что основной доход издательств напрямую зависит от тиража. Чем он выше, тем ниже себестоимость одной книги. Эта схема долгое время помогала издательствам не только экспериментировать с ценой, но также давала возможность устранять более мелких участников рынка. Сегодня этого рычага влияния у издательств больше нет.

Свободная конкуренция

Несмотря на кризис и тяжелые времена, 2020 год может стать настоящим прорывом для казахстанских независимых писателей. Как и прежде, для выпуска качественного продукта автору потребуется завершенная рукопись, а также услуги корректора (50 000 тенге), редактора (100 000 тенге) и, по желанию, дизайнера обложки (50 000 тенге). Также к этим тратам раньше стоило добавлять услуги типографии. По тарифам на 2019 год тираж 500 экземпляров книг в мягком переплете в Казахстане обошелся бы в 500 000 тенге. Следовательно, себестоимость книги при учете всех затрат составила бы больше 1000 тенге за штуку, что автоматически делало ее непривлекательной на фоне книг более именитых авторов в таком же ценовом диапазоне. Но теперь для того, чтобы завладеть вниманием читателя, печатать неподъемный, а зачастую даже убыточный тираж больше нет нужды. Все ушли в интернет. И тот, кто был позади, теперь имеет все шансы стать первым. В период кризиса имя автора, конечно, не теряет своей силы, но и ценником пренебрегать никто не станет. Битва за читателя уже началась.

На сайте «Литрес» произведения Дарьи Донцовой стоят порядка 200 рублей, Виктора Пелевина - 250 рублей, Дины Рубиной - 300 рублей, Захара Прилепина - от 250 до 400 рублей. Понижать этот ценник издательства не могут, ведь за каждой книгой стоит не просто работа отдельно нанятых специалистов, а полноценное производство с огромным штатом сотрудников. Для них единственный путь к выживанию в сложившейся ситуации - это подъем цен, но согласится ли на это читатель? Останется ли он верным любимому автору или же предпочтет попробовать что-то похожее, но по более привлекательной цене?

Яркая обложка, интригующая аннотация, история, захватывающая с первых строк, и разумный ценник — вот новая формула успеха. В таком контексте неизвестное имя автора может стать лишь дополнительным бонусом. А потому, возможно, скоро на книжном небосводе зажгутся новые имена. Может быть, именно этого так боятся старожилы?

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
70003 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
16 апреля родились
Дархан Кыдырали
министр информации и общественного развития
Ерсерик Сийрбаев
банковский омбудсмен
Forbes Video

Forbes Kazakhstan продолжает серию интервью в рамках рубрики Q&A. На этот раз бизнес-аналитик Батырхан Тогайбаев поговорил с известным отечественным бизнесменом Кайратом Мажибаевым

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить