Как Казахстану стать государством знаний

Автор: Нуркен Халыкберген
управляющий партнер Khalykbergen Strategy Communications

Выстраивая национальную систему высшего образования, нельзя не учитывать глобальные факторы

Филипп Альтбах – профессор Бостонского колледжа (частного исследовательского университета), автор трудов, посвященных глобальным перспективам высшего образования, в своих выступлениях призывает политическое руководство развивающихся стран обратить внимание на высшее образование как важнейшее условие развития государств.

«Ключевыми для XXI века реалиями высшего образования по всему миру становятся следующие факторы: массификация образования; роль частного сектора и приватизация государственных учебных заведений высшего образования; продолжающиеся дискуссии относительно тех преимуществ, которые несут в себе государственное и частное высшее образование; бурное развитие азиатских стран как научных центров», - высказался Филипп Альтбах в книге «Дорога к академическому совершенству. Становление исследовательских университетов мирового класса», которую он редактировал с Джамилем Салми, бывшим куратором высшего образования во Всемирном банке.

Трудно переоценить влияние высшего образования на конкурентоспособность страны. Однако Альтбах обращает внимание на то, что, выстраивая национальную систему высшего образования, нельзя не учитывать следующие глобальные факторы.

Массовость высшего образования. Общемировое количество студентов, получающих высшее образование, приблизилось к 200 млн человек, а численность международных студентов всего за десятилетие практически удвоилась, достигнув значения более 10 млн человек. Это означает, что международное высшее образование, благодаря явлению студенческой мобильности, приобрело характер крупного предприятия; связанные с международными студентами доходы различных заинтересованных групп по всему миру составляют, по некоторым оценкам, около $100 млрд. Согласно прогнозным оценкам, к 2030 году общее количество студентов в мире может превысить 400 млн человек. Значительная часть этого роста придется всего на две страны – Китай и Индию, хотя немалое пространство для дальнейшей экспансии имеется и в других государствах Азии и Африки.

Информационные технологии и высшее образование. Без достижений информационно-технологической революции нынешние показатели мировой экономики и появление новых рынков было бы невозможно. Создание социальных сетей привело к появлению миллионов рабочих мест, требующих новых знаний и новых навыков. Вместе с тем телекоммуникации и информационные технологии в значительной степени способствовали развитию рынка высшего образования. Достаточно вспомнить, какую роль сыграл ARPANET - это прародитель современного интернета - в развитии Калифорнийского технологического института (Caltech), с чьим именем так или иначе связаны 31 лауреат Нобелевской премии. Информационные технологии в разы облегчают расширение вузов и академических систем, упрощают сбор и анализ данных, способствуют моментальному обмену научной информацией.

Благодаря интернету мир получил возможность разрабатывать онлайн-курсы, образовательные программы, необходимые для получения диплома о высшем образовании, и даже создавать виртуальные академические институты.

ФОТО: Пресс-служба акимата Алматинской области

Еще один глобальный тренд – «охота» за головами. Ведущие университеты мира стремятся увеличить количество талантливых преподавателей из любых частей света. Наилучшими «охотниками» за ученными головами являются университеты США и Израиля. Однако агрессивным поиском талантов, которые взрастят будущих инженеров, ученых, медиков, программистов и других специалистов, без которых невозможно будущее любого государства, занимаются также университеты Китая, Южной Кореи, Саудовской Аравии, Катара и многих других стран.

В то же время активной утечке мозгов способствуют чиновники из развивающихся стран со слаборазвитыми академическими системами: низкая оплата труда наряду с перегруженностью работой, зачастую непосильными обязанностями; высокий уровень бюрократического регулирования; постоянное вмешательство контролирующих государственных структур в дела университетов и многое другое.

И наконец, важнейшим условием успешного развития высшего образования на фоне интернационализации международные эксперты считают либерализацию отрасли науки и знаний. В числе мировых вузов, сумевших стать лидерами глобальных рейтингов, в подавляющем большинстве присутствуют вузы США и стран Западной Европы. Академическая свобода этих учебных заведений, выражающаяся в полной свободе выбора персонала, в определении учебных программ и расписания, в полном отсутствии попыток со стороны государства вмешаться в дела вузов, превратила их в мобильных и гибких игроков, поставляющих на мировой рынок труда специалистов высшего класса. При этом отсутствие искусственных попыток навязать научные разработки со стороны государства, вкупе с полной свободой, превратили данные вузы в мировые научные центры. Нелишним будет напомнить, что в лабораториях вышеупомянутого Caltech создаются большинство автоматических космических аппаратов NASA.

Глобальная пандемия дает возможность политическому руководству нашей страны шанс попасть на уходящий поезд прогрессивной науки и, используя ряд исторических и географических преимуществ (например, близость к Китаю и Индии, развитость телекоммуникационного сектора), максимально освободить сферу высшего образования в Казахстане, превратив ее в успешную отрасль казахстанской экономики, способной зарабатывать миллиарды долларов на экспорте знаний.

Сегодня казахстанские университеты имеют уникальный шанс: весь мир шагнул в новую вселенную онлайн-образования, пока преимущества нет ни у кого, все находятся в поиске, нет времени и смысла закрываться от всего мира правилами почти вековой давности. Не забывая прошлого, смотрим в будущее – тогда настоящее будет радовать.

Кто сумеет грамотно воспользоваться имеющимися ресурсами, кто сумеет победить бюрократизм и уничтожит стремление далеких от образования чиновников контролировать все процессы, тот попадет в нарастающий тренд и станет государством знаний. В Казахстане же идет какая-то образовательная сегрегация – чиновники делят молодежь на тех, кто достоин знаний и тех, кто не достоин – и стать государством знаний, при таком раскладе у нас не получится. Образовательная отрасль Казахстана остро нуждается в либерализации подходов государственного регулирования.

«Внедрение либеральных ценностей в систему высшего образования способствует улучшению качества высшего образования и, тем самым, повышению конкурентоспособности вузов.считает Филипп Альтбах. – Либерализация образования помогает улучшить уровень и расширить спектр знаний выпускников, сделать их компетентными не только в узкой сфере их специализации, но и в других, востребованных в современном мире направлениях. Выпускники вузов, внедривших в свою систему образования либеральные ценности, смогут успешнее ориентироваться в современном мире, и будут крайне востребованы работодателями».

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
58511 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
22 декабря родились
генеральный секретарь Казахстанской федерации футбола
министр внутренних дел РК
Forbes Video

Зачем нужны микрофинансовые организации и что стоит знать перед получением займов

Обсуждаемые в Соцсетях
Самые Читаемые

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить