Родившиеся в СССР помнят то количество политинформации, которую в разных формах и объемах преподносил агитпроповский механизм. Нам рассказывали про детство и юность лидеров, показывали фильмы; мы читали книги, смотрели передачи, спектакли про революционных деятелей, освоение целины, о войне; мы знали все про космические гонки и многое другое.
Идеологической подготовкой сознания подрастающего поколения занималась советская система образования. Учебники по биологии, географии, истории, включая новую и новейшую, всегда проходили самую тщательную идеологическую проверку, ведь именно эти книги с высказываниями учителей дети воспринимали за финальную истину. Идеологию, политические традиции, обычаи и уклад – школы и вузы несли в широкие слои населения, тем самым активно формируя политические отношения и политические процессы в стране.
Историю с высказываниями депутатов государственной думы РФ Вячеслава Никонова и Евгения Федорова нельзя рассматривать в отрыве от глубинных политических и идеологических процессов, которые происходят в соседней стране на протяжении уже последнего десятилетия. Укрепление имперских амбиций и аппетитов произошли не сегодня и не вчера, этому способствовало многолетнее наблюдение за политикой соседей; внимательное изучение внутренних экономических, социальных, миграционных процессов, внутриклановых и элитных перипетий, происходивших в бывших союзных республиках.
Пьер Бурдье - французский социолог этнолог, философ и политический публицист, один из наиболее влиятельных социологов XX века, писал: «Образовательные структуры воспроизводят, хотя и в трансформированном виде, иерархию общества с делением на уровни, соответствующие делению на социальные страты, на специальности и профессии, отражающие разнообразие социального деления». Проще говоря, именно образовательная система формирует облик будущего общества, именно знания определяют стратегию развития страны. Кто управляет образованием в стране, тот управляет ее будущим.
Инициированная политическим руководством Казахстана реформа в сфере образования, одним из приоритетов которой были усиление роли казахского и английского языка в жизни общества, активность по переводу казахского языка на латиницу – не могли пройти незамеченными и вызвала море дискуссий в России, хотя, казалось бы, это исключительно внутреннее дело нашей страны.
Изучение шагов, предпринимаемых в области образования российским государством, демонстрирует, что образовательная система давным-давно стала одним из главных инструментов внутренней и внешней политик РФ. Увеличение квот и грантов для кавказской молодежи в столичных вузах России известный факт. Для чего это делается? Дело в том, что неоспорим факт участия образовательной системы в процессе формирования политических элит. И в ходе образовательного процесса будущая политическая элита подпитывается различными разработками, идеями, которые могут быть полезны тем, кто вовремя бросил их на благодатную почву.
Этот факт косвенно подтверждается высказываниями представителей различных научных и общественных структур РФ. «Российские государственные университеты экспортируют образование в основном из соображений государственной политики», – говорит эксперт Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Алена Нефедова, комментируя ситуацию, почему в России не принято зарабатывать на иностранных студентах. По данным Национального агентства финансовых исследований (РФ), в России учатся чуть больше 300 тыс. иностранных студентов, из которых 75 тыс. – студенты из Казахстана, которым предоставили бесплатное образование.
Именно поэтому вызывает тревогу ситуация, когда казахстанское Министерство образования и науки, по сути, своим бездействием подпитывает российскую образовательно-идеологическую машину потоком наших абитуриентов. Это давно не новость, еще несколько лет назад об этом говорил президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов: «Россия активизировалась. Они приезжают в казахстанские вузы, предлагают, скажем так, стипендии при поступлении, общежитие и трудоустройство. Одновременно они упростили правила приема».
В подобной ситуации бездействие руководства отечественного министерства образования вызывают вопросы. Более того, в стенах ведомства уже всерьез готовы обсуждать далеко идущие планы по полноценному запуску российских высших учебных заведений на территории нашей страны. И это на фоне действий по сокращению отечественных вузов под предлогом очистки и повышения качества образования.
Хочется напомнить всем нам, а особенно руководству Министерства образования и науки РК – образовательная система формирует и постоянно скрепляет политическую систему, используя для этого и содержание, и структуру образовательного процесса. Именно образовательная система закладывает и цементирует в головах молодежи определенные социально-политические паттерны и настроения. Именно образовательная система способна формировать невидимые связи между поколениями граждан, распространяя во времени важнейшие характеристики политической̆ системы и преобладающее отношение к ней со стороны гражданского общества.
Агрегаторы такси и сервисы доставки выводят деньги кто в Россию, кто в Испанию. Таким же образом утекают и наши абитуриенты, будущее страны. У меня есть твердое убеждение, что нужно модернизировать всю отрасль.