Как убрать «железный занавес» в казахстанском образовании

Автор: Нуркен Халыкберген
управляющий партнер Khalykbergen Strategy Communications

Почему возможность делать покупки на «Алиэкспресс» оказалась важнее образования, которое получают наши дети

С одной стороны, Минобразования РК запрещает дистанционное образование, с другой – министр цифрового развития Багдат Мусин рассказывает об успехах развития интернет-торговли в Казахстане и двукратном росте интернет-покупок. Получается, что наше государство разрешает и стимулирует торговлю в интернете, позволяет гражданам покупать товары на Amazon, Ebay, AliBaba и прочих, но отказывает в праве приобретать за собственные деньги зарубежные знания и навыки. Где логика и защита наших интересов?

История уже не раз демонстрировала, что любые попытки ограничить граждан от глобального прогресса и новых знаний ни к чему хорошему не приводят. Опыт стран Восточной Европы и Ближнего Востока, Северной Кореи, в конце концов, наследие СССР демонстрируют, что рано или поздно подобные попытки обрекают государство на отставание по целому ряду параметров: начиная от бытовых и социальных вопросов благоустройства граждан, заканчивая конкурентоспособностью страны на мировом рынке. Тогда как страны, сделавшие ставку на максимальную открытость и образование граждан, вырвались далеко вперед: Финляндия, Израиль, Китай, Южная Корея, Япония и другие.

ФОТО: Марсель Нурмухамбетов

Мы же блуждаем где-то впотьмах: госорган, который должен развивать науку и образование в Казахстане, по факту идет против интересов граждан, запрещая получать знания через одну из самых перспективных форм обучения. На мировых рынках образования уже крутятся огромные деньги, появляются последние технологии, все это привлекает передовую научную мысль. Так, EdMarket Research говорит, что к 2030 году мировой рынок образования достигнет $10 трлн (ВВП Казахстана за 2019 год $181,7 млрд, к слову). Все эти немыслимые триллионы разделятся между школьным образованием (55%), высшим (25%), дошкольным (8%), непрерывным (8%) – lifelong learning – и корпоративным (6%). Люди наконец-то поняли, что для общего гармоничного развития необходимо делиться своими знаниями. Все это укладывается в новые каналы транспортировки знаний, от которых мы огородились забором из прошлого тысячелетия.

Дистанционное образование снижает затраты граждан на обучение. По данным Cedar Group, стоимость онлайн-обучения в среднем на 32-45% ниже в сравнении с традиционным. Более того, по подсчетам специалистов, при правильной организации дистанционное обучение в 7 раз снижает для компаний стоимость обучения персонала в сравнении с очными курсами обучения по аналогичной теме.

Какие еще доводы нужны для казахстанского регулятора образования, чтобы стала очевидна необходимость экстренной модернизации подходов всей казахстанской отрасли знаний? Мы не признаем мировой прогресс, снова демонстрируем свою тягу к регрессу, откату в прошлое, всячески стремимся к бюрократическим запретам. Зачем?

Эксперты ЮНЕСКО, правительства стран-лидеров мировой экономики, топ-менеджеры глобальных корпораций сходятся во мнении, что возрастающие требования цифровой экономики ждут от современных систем образования максимального внедрения e-learning-технологии в процесс обучения. Дистанционное образование с практическими знаниями, где обучение ведут не только преподаватели теории, но и бизнес-менторы, позволяет подготовить необходимые обществу кадры в нужном количестве за минимальное время и при минимальных затратах. Этот факт признан и является приоритетным направлением для образовательных систем в таких ведущих странах мира, как США, Великобритания, Канада, Германия, Франция и других, и признан на уровне ООН.

Не нужно публичных признаний, что мы шли не туда – на это нет времени. Нужна глобальная перезагрузка системы образования, для этого можно привлечь не только своих экспертов, но и – обязательно – иностранцев. Это даст нам альтернативный взгляд, принесет в страну знания и технологии. Нужна новая стратегия развития, с конкретными шагами, тактикой и стратегией на ближайшие годы. Давайте уже уберем «железный занавес» в образовании!

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
61877 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Forbes Video

Израильский архитектор Роман Шнайдерман стал казахстанским фермером

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить