Если бы меня попросили назвать лучшие достижения Казахстана за последние десять лет, то я бы назвал два проекта, которыми может гордиться любой казахстанец.
Электронное правительство для граждан – это миллионы сэкономленных часов времени для казахстанцев, как и сохраненные гражданами миллионы тенге, которые не пошли на взятки коррумпированным чиновникам. Мы практически забыли про часовые очереди в госорганах, про беготню по разным адресам с бумажными документами, про посредников и помогаек. Повышение качества государственного сервиса и снижение коррупционного фактора – вот важнейшие ценности для рядовых потребителей. Кроме того, электронное правительство - наверное, один из немногих государственных IT-проектов, который не только сохранил работоспособность во время пандемии, но и стал наращивать мощности. Достаточно сказать, что в мировом рейтинге ООН наш е-Gov находится под 29 номером, а в странах Азии мы пока уступаем только Южной Корее, Сингапуру, Японии.
Второй проект, который сразу приходит на ум – это проект Kaspi. Уникальная экосистема платежей, покупок и сервисов, которую оценили на одной из крупнейших международных финансовых бирж – выход Kaspi признан вторым крупнейшим по величине на London Stock Exchange и четвертым во всей Европе в 2020 году. Сервис, понятный любому рядовому пользователю – от школьника до пенсионера, чьи решения используются МСБ и рядовыми микропредпринимателями.
При этом разработчики как е-Gov, так и Kaspi не стали замыкаться в рамках собственного развития, и благодаря открытому сотрудничеству рядовые казахстанцы получили набор государственных услуг в удобном для них формате. Социальные пособия, платежи в бюджет, оформление авто без обращения в спецЦОН и многое другое - пример успешного государственного менеджмента в IT-сфере.
Сложно оспорить экспертность знаний и компетенций людей, стоящих за данными проектами. Главные потребители казахстанских IT-кадров в лице Багдата Мусина и Михаила Ломтадзе рассказали на прошедшем в южной столице Digital Forum Almaty об неудовлетворительном уровне квалификации выпускников IT-вузов и колледжей РК. Об этом же говорил Елбасы, отметив, что главная опасность для нашей страны – это снижающееся качество образования. Багдат Мусин на форуме сказал: «На сегодня 20 тыс. выпускников не удовлетворяют IT-сектор своими знаниями. Поэтому мы обсуждали этот вопрос с министром образования и науки и предлагаем постепенную передачу государственных грантов частным учебным заведениям».
Казахстанское образование не справляется со своей функцией, и на выходе мы получаем специалистов, которые не нужны своему же рынку. Это не проблема – это трагедия. Касается это не только IT-рынка, плачевная ситуация в здравоохранении, науке, самом же образовании, которое плодит еще худшие кадры.
На Netflix есть сериал «Абстракция: искусство дизайна», там рассказывается об исследовании, проведенном в Массачусетском технологическом университете, в котором выяснилось, что экономика настоящего и будущего находится в связке науки, инженерии, дизайна, искусства. Гармоничное развитие всех этих направлений дает обществу сбалансированный рост и устойчивость. Пандемия увела всех в онлайн – границ больше нет. Пришло время открытых решений: весь передовой мировой опыт находится от нас на расстоянии одного клика и нашего желания.
Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов получил сильные рыночные ориентиры в деле цифровизации отрасли образования от фактически своих заказчиков. Рынок дал свою оценку и говорит о том, как сам решает проблемы.
СМИ цитируют председателя правления АО «Kaspi.kz» Михаила Ломтадзе, который сказал на форуме, что «Kaspi bank имеет совместный с госсектором РК проект по подготовке кадров в IT. И они, со своей стороны, будут «в бою» готовить квалифицированные IT-кадры». Каждый молодой казахстанец захочет поучаствовать в этой фабрике опыта, но не у каждого есть возможность. Минобразования говорит нам, что нельзя учиться и работать, хотя онлайн-образование позволяет это делать. Почему нет? Есть же круглосуточный доступ к любому контенту – учись, когда есть время, сдавай экзамены. Если начать подрабатывать со второго курса, то к выпускному курсу будет уже несколько лет стажа. Цифровизация должна прийти в наше образование, как она пришла в банки и наше повседневные коммуникации с государством.