На смену им за тот же срок могут прийти около 180 принципиально новых специальностей.
Датский проект TheWorldCounts прогнозирует, что через 47 лет наступит момент, когда на земле закончатся все разведанные ныне запасы нефти (при условии стабильного спроса на нее). Ускорение экономического развития и научно-технического прогресса уже поставило ультиматум для развивающихся стран, в том числе и для нашей республики: остаться на обочине истории или сесть на уходящий поезд будущего роста.
Даже не сомневайтесь, конкуренция и разрывы в развитии государств в последующие годы приобретут поистине катастрофические размеры. Исследователи убеждены, что вычислительные способности мировых держав существенно увеличивают эффективность всех этапов производственного процесса и снижают их себестоимость. Компьютерное моделирование при проведении научных исследований новых материалов и механизмов; онлайн-образование и диджитализация в подготовке профессиональных кадров; цифровизация сферы услуг и обслуживания – лишь малая часть примеров такого разрыва.
Пока развивающиеся страны только осознают, мировые державы уже устанавливают новые правила игры и пользуются возможностями биотехнологии и инженерной генетики в области сельского хозяйства, здравоохранения, обеспечения производства сырьём и энергией, защиты и оздоровления окружающей среды. Экономику будущего определяет научно-технический и организационный потенциал страны, и это утверждение не подвергают сомнению представители самых разнообразных школ экономической науки. Достаточно вспомнить, как далеко вырвались вперед передовые страны мира, благодаря открытию высокопрочных и лёгких металлов и сплавов, созданию реактивных двигателей, использованию атомной энергетики, применению полимерных материалов и синтетических смол, антибиотиков и лекарств нового поколения.
Каким к 2050 году придет Казахстан и его население? Какими навыками и компетенциями должны обладать наши дети, чтобы быть успешными и финансово самостоятельными, легко преодолевать вызовы времени? А задумывалось ли Министерство образования и науки РК над подобными вопросами? Слова «неопределенность» и «турбулентность» стали одними из самых часто используемых и спасительных терминов в публичных выступлениях отечественных чиновников на тему государственного управления в сфере образования и науки. Хотя именно неопределенность и турбулентность могут привести к глубокому технологическому отставанию от всего цивилизованного мира. Как следствие, республика может настолько сильно отстать от требований времени, что под вопросом окажется её технологическая самостоятельность и национальная безопасность.
Как мы собираемся догонять глобальный научно-технический прогресс, непонятно, ведь до сих пор нет понятного всем плана выхода из затянувшегося на десятилетия образовательного кризиса. Мы видим лишь какие-то несистемные инициативы (порой даже мечты) профильного ведомства, закрытие вузов и отчёты по освоению бюджета.
А кто будет отчитываться перед учащимися, родителями, студентами, учителями, преподавателями, обществом? Раз МОН РК занимается регулированием, будьте добры, расскажите куда мы движемся в образовании! Огласите публично свои цели и покажите успехи!