In Bitcoin We Trust?

Автор: Паола Субакки
профессор международной экономики в Институте глобальной политики при Лондонском университете королевы Марии

Сальвадор стал первой в мире страной, признавшей биткоин законным средством платежа

ЛОНДОН – Многие считают рынок биткоинов, ведущей криптовалюты мира, игрой, в которой одни выигрывают, а другие проигрывают. Игру ведут хедж-фонды, инвесторы-любители, компьютерные фанатики, а также преступники. Огромные риски, свойственные этой крайне волатильной, анонимной цифровой валюте, лучше оставить тем, кто хорошо понимает эту игру, или тем, кого эти риски совершенно не тревожат, потому что они имеют возможность их смягчать или способны справиться с любыми убытками. Однако в последнее время биткоин стал привлекать страны и частных лиц, у которых ограничен доступ к традиционным средствам платежей, то есть тех, кто меньше всего подготовлен к принятию на себя сопутствующих рисков.

В начале июня Сальвадор стал первой в мире страной, признавшей биткоин законным средством платежа. Соответствующий закон вступит в силу в сентябре. Это означает, что по всей стране биткоин может использоваться для оплаты товаров и услуг, и все будут обязаны принимать его в качестве платежного средства.

Для сальвадорцев такого рода денежные эксперименты не являются чем-то новым. В 2001 году законными средством платежа в Сальвадоре стал доллар США, и с тех пор эта валюта используется во внутренних транзакциях. Тогда же правительство президента Франсиско Флореса разрешило свободное обращение доллара наравне с национальной валютой, колоном, по фиксированному обменному курсу.

Сторонники доллара утверждали, что ожидаемые выгоды для макроэкономической стабильности перевесят потерю Сальвадором экономического суверенитета, монетарной независимости и даже сеньоража, то есть разницы между стоимостью производства монет и банкнот и их номинальной стоимостью. Однако покупательная способность населения внезапно резко снизилась, при этом ещё больше возросла зависимость экономики страны от денежных переводов частных лиц из-за рубежа (в среднем они ежегодно достигали примерно 20% ВВП в течение двух последних десятилетий).

ФОТО: © pixabay.com

Использование биткоина в качестве законного средства платежа усугубит монетарные проблемы, которые обнаружились в ходе долларизации, в первую очередь отсутствие независимой макроэкономической, институциональной системы, вокруг которой формируется внутренняя политика. Кроме того, биткоин намного волатильней доллара. В период с 8 по 15 июня его стоимость колебалась между $32 462 и $40 993, а в период с 15 мая по 15 июня – между $34 259 и$49 304. Такая широкая амплитуда колебаний (а также тот факт, что эти колебания имеют исключительно рыночный характер, не оставляя пространства для вмешательства властей с целью управления этими скачками) делают биткоин совершенно неподходящим инструментом для макроэкономической стабилизации.

Президент Сальвадора Найиб Букеле написал в «Твиттере», что биткоин поможет упростить денежные переводы из-за границы и значительно сократит транзакционные издержки. Комиссионные, которые приходится платить мигрантам для отправки денег домой, скандально высоки, хотя ООН и «Большая двадцатка» неоднократно призывали их снизить. По данным Всемирного банка, средняя общемировая стоимость международной пересылки $200 равняется примерно $13, то есть составляет 6,5%, что намного выше уровня 3%, определённого в «Целях устойчивого развития».

Так или иначе, в 2020 году страны с низкими и средними доходами получили денежные переводы на сумму $540 млрд, что лишь чуть меньше $548 млрд, полученных в 2019 году, и намного больше, чем сумма прямых иностранных инвестиций в эти страны ($259 млрд в 2020 году) и размеры предоставленной им зарубежной помощи развитию ($179 млрд в 2020 году). Снижение комиссионных до 2% помогло бы увеличить сумму переводов на целых $16 млрд в год.

Крупный, но глобально фрагментированный бизнес денежных переводов представляет собой электронные переводы через платёжные системы коммерческих банков, а банки собирают большие комиссионные сборы за использование своей инфраструктуры, а также за преимущества безопасной и надёжной международной сети. Впрочем, высокий размер комиссионных – это не единственная проблема. У многих мигрантов нет банковского счёта в тех странах, где они работают, а оставленные ими дома семьи могут входить в число тех 1,7 млрд человек, которые не охвачены банковскими услугами. Более того, некоторым мигрантам приходится переводить деньги в страны, которые либо не интегрированы в международную платёжную систему, либо их возможности получать переводы из-за рубежа ограничены, как, например, в случае с Сирией или Кубой.

Букеле прав в том, что этой системе надо бросить вызов, в частности, предоставляя недорогие альтернативные варианты перевода средств с низким уровнем риска. Но биткоин – неподходящий для этой цели инструмент. Да, он позволяет людям переводить денежную стоимость напрямую и по всему миру без дорогого посредничества третьих сторон. Но волатильность биткоина делает его – в лучшем случае – финансовым активом и крайне рискованным средством накопления, но не средством обмена. Риск внезапного падения его стоимости означает, что мигранты и их оставшиеся дома семьи никогда не могут быть уверенными в точной сумме перевода.

Вместо презрительной оценки факта введения биткоина в Сальвадоре как всего лишь очередного примера криптобезумия, мы должны задуматься над тем, почему так много людей во всём мире готовы поддержать использование криптовалют для неспекулятивных целей. Ответ, наверное, будет таким: нынешняя международная финансовая система обслуживает их либо плохо, либо вообще никак.

Инновации в сфере электронных денег, например, мобильный платёжный сервис M-Pesa в Африке, уже глубоко проникли в платёжные системы многих развивающихся стран. Но нужно делать больше, обеспечивая инфраструктуру и регулирование для поддержки электронных денег. Пока что эта сфера остаётся разношёрстной.

Срочно необходимы скоординированные международные меры, призванные не допустить, чтобы биткоин и его вариации принесли развивающимся странам больше вреда, чем пользы. Если государственный и частный сектор не поддержат критически важные реформы и не сделают базовые банковские услуги доступными для всех по низкой цене, тогда людей и правительства будут всё больше привлекать биткоин и другие недорогие, высокорискованные, сомнительные альтернативы традиционному банковскому сектору.

© Project Syndicate 1995-2021 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
58159 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Forbes Video

Forbes Kazakhstan продолжает серию интервью в рамках рубрики Q&A. На этот раз бизнес-аналитик Батырхан Тогайбаев поговорил с известным отечественным бизнесменом Кайратом Мажибаевым

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить