Рост инфляции в США угрожает всему миру

Автор: Шан-Цзинь Вэй
бывший главный экономист Азиатского банка развития, профессор финансов и экономики Колумбийского университета

Особенно могут пострадать развивающиеся экономики

НЬЮ-ЙОРК – Поскольку инфляция в США продолжает ускоряться, а потребительские цены в мае выросли на 5% в годовом исчислении, пора насторожиться не только Федеральной резервной системе США. Политики во всем мире – особенно при уязвимых экономиках – также должны быть готовы к тому, что процентные ставки в США вырастут намного быстрее, чем прогнозируется в настоящее время.

В своем итоговом прогнозе ФРС значительно повысила показатели инфляции за последние 12 месяцев. На заседании в середине июня определяющий ее политику Федеральный комитет по открытым рынкам оценил, что в 2021 году годовая инфляция расходов на личное потребление составит 3,4%. Это на целый процентный пункт выше, чем их средний прогноз в марте, и более чем вдвое превышает прогноз на июнь 2020 года.

Рост инфляции в США отражает сочетание временных и структурных факторов. Например, в то время как частичные карантины, связанные с пандемией, привели к сокращению производства, крупные государственные программы стимулирования поддержали спрос домохозяйств, который превышает предложение во многих секторах. Этот компонент сегодняшнего повышения цен, вероятно, исчезнет, когда объем производства вернется к своему полному потенциалу.

Но хотя официальные лица ФРС считают нынешний рост инфляции в основном временным, у него есть и структурные причины, связанные не только с пандемией. Во-первых, с 2008 года денежно-кредитная политика США сидела на экспансионистских «стероидах». Хотя реакция ФРС на спад, вызванный пандемией, дополнительно увеличила денежную массу, политика была весьма попустительской задолго до кризиса COVID-19, даже когда безработица в США была минимальной за многие десятилетия.

Кроме того, агрессивное повышение пошлин на импорт из Китая бывшим президентом Дональдом Трампом – в среднем примерно с 3% в 2018 году до более чем 20% в течение трех лет – привело к повышению цен на импортируемые товары, особенно для американских домохозяйств с низкими доходами. Оно к тому же вызвало рост внутренних цен на товары, импортируемые из таких стран, как Вьетнам и Мексика, а также на товары американского производства, заменяющие китайский импорт. Повышение пошлин на детали и компоненты, импортируемые из Китая, привело к дальнейшему росту цен на производимую из них продукцию.

Наконец, снижение налогов Трампом в 2017 году и последующие программы бюджетного стимулирования, как при Трампе, так и при нынешнем президенте Джо Байдене повысили совокупный спрос, дополнительно подстегнув цены. Многие экономисты, в том числе некоторые видные сторонники демократов, считают, что пакет помощи на 1,9 триллиона долларов, предоставленный Байденом по случаю COVID-19, это намного больше, чем нужно, учитывая предполагаемый объем спада производства в США.

Чтобы предвидеть международные последствия более высокой инфляции в США, мы должны осознать риск того, что ФРС может ужесточить денежно-кредитную политику более внезапно и резко, чем можно было бы предположить из ее текущего прогноза инфляции в 3,4%. На данный момент большинство американских домохозяйств, компаний и инвесторов по-прежнему считают, что ФРС своевременно и взвешенно откорректирует поток денежной массы, чтобы предотвратить выход инфляции из-под контроля.

Но такая «привязка к инфляции» может оказаться хрупкой, если американцы будут видеть, что ФРС не может удерживать инфляцию на уровне желаемых 2%. В этом случае и требования работников по заработной плате, и ценообразование фирм начнут отражать возможность возрастания инфляции до 5% и более, если ФРС не применит тормоза, агрессивно повысив процентные ставки.

Как учит нас история, при резком росте ставок в США с серьезными финансовыми и экономическими трудностями могут столкнуться два типа стран. В первую группу входят страны, финансирующие значительную часть своих инвестиций или потребления за счет долгов в иностранной валюте, занимая либо у иностранных банков, либо на международных рынках облигаций. Страны с крупными краткосрочными долгами в иностранной валюте (менее одного года до погашения) и относительно низкими валютными резервами особенно уязвимы при серьезном долговом или банковском кризисе.

Вторую группу составляют страны с завышенным фиксированным обменным курсом, что делает их уязвимыми перед «валютной горячкой» и валютно-обменным кризисом. Таким образом, если ФРС значительно ужесточит политику, можно ожидать ряда долговых и валютных кризисов в Центральной и Южной Америке, Африке и Азии в следующие 2-5 лет. Поскольку значительная задолженность в иностранной валюте и завышенные фиксированные обменные курсы не исключают друг друга, некоторые страны могут пострадать от кризисов нескольких типов.

Вот почему политика США в отношении инфляции и процентных ставок так важна для многих. США чихнули – весь остальной мир может простудиться. Но другим странам не стоит ожидать от Америки перемен в денежно-кредитной политике, как и не следует рассчитывать на то, что Международный валютный фонд или G7 смогут убедить США мыслить более глобально при управлении колебаниями процентных ставок.

Даже странам, не входящим ни в одну из категорий риска, нужно будет решать проблему импортированной инфляции. Китай, например, глубоко обеспокоен этим, хотя в настоящее время он имеет относительно скромные долги в иностранной валюте и сохраняет высокий уровень валютных резервов.

Чтобы не допустить усиления внутренней инфляции за счет импортированной инфляции, Народному банку Китая нужно будет сократить собственное предложение ликвидности для экономики. Чтобы такая политика была эффективной, Китай должен либо ввести более гибкий обменный курс, либо ужесточить контроль за движением капитала, при этом первый подход обещает намного больше пользы для экономики в долгосрочной перспективе.

У стран из групп риска есть, предположительно, около шести месяцев, чтобы реализовать меры самопомощи, прежде чем произойдет внезапное ужесточение денежно-кредитной политики США. Им настоятельно рекомендуется поработать над тем, чтобы сделать обменные курсы более гибкими, уменьшить свою зависимость от долга в иностранной валюте и увеличить свои валютные резервы.

© Project Syndicate 1995-2021 

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
47093 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
24 апреля родились
Мурат Мутурганов
артист цирка
Галымжан Пирматов
председатель Национального банка РК
Гульнар Иксанова
депутат мажилиса VI созыва, экс-руководитель агентства «Хабар»
Forbes Video

Как Дамир Аманжолов боролся с мародерами и помогал раненым во время беспорядков в Алматы

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить