Без найма ваш бизнес не будет расти. Но если он неэффективен и вы не можете быстро нанять подходящих людей, то рост бизнеса сначала замедлится, а потом и вовсе остановится. Многие предприниматели считают, что ключевой момент в найме — правильные собеседования. Но те пять типов сотрудников, о которых я вам расскажу, практически невозможно распознать на собеседовании.
Из-за ошибок в найме предприниматели разочаровываются и в их голове появляется разрушительная идея, что людей нет, никто не хочет работать, нанять никого нельзя. Если владелец начинает думать подобным образом, то на компании можно ставить крест.
Тип №1. «Пиарщики»
Это люди, которые могут произвести впечатление, подать себя. Они довольно умны, обладают хорошими коммуникативными навыками, умеют отвечать на любые вопросы. Но они абсолютно бесполезны, так как не могут выполнять никакую работу и, соответственно, показывать результаты.
Что спросить у «пиарщика»
Вы ищете человека на руководящую должность и подозреваете, что перед вами «пиарщик». Спросите о результатах на прошлом месте работы. Он расскажет о множестве реализованных проектов. Тогда уточните, что конкретно он делал для этого как руководитель. Он скажет что-то вроде: «Руководил, был руководителем, мне все подчинялись». Но это не ответ. Он должен конкретно описать, в чём заключалась его работа. «Пиарщик» же начнёт нервничать, ведь ему нечего рассказать.
Если человек не может объяснить, как он добился результата, значит, он некомпетентен в этом. Не исключено, что на прошлом месте работы «пиарщика» было реализовано много проектов, но это не его заслуга, а подчинённых. Он не может назвать ни одной детали по реализации проектов.
Тип №2. «Теоретики»
А вот человек этого типа легко отвечает на вопрос об обязанностях руководителя. Он рассказывает о том, как проводил совещания, добивался от подчинённых написания планов и согласовывал их, решал проблемы и писал документы.
Я не отрицаю экспертность таких людей, «теоретиками» называю только потому, что они ленивы. Они не могут заставить себя совершать усилия. Опасны «теоретики» как раз этим - сочетанием экспертности и лени, ведь ими практически невозможно управлять. У них всегда есть мегаумные оправдания.
Как распознать
Этот тип невозможно выявить на собеседовании. Для этого я рекомендую короткий испытательный срок, когда вы загрузите кандидата работой по максимуму. Вы сможете увидеть, как человек действует под давлением: действительно ли он быстро и хорошо делает работу, может ли он заставить себя, если нужно. Если человек всё знает, но не хочет действовать, с ним нужно прощаться. Чтобы отсечь соискателей такого типа, я провожу всех через испытательный срок.
Как я столкнулся с «теоретиком»
Я отчаянно искал начальника отдела продаж. И нашёл гениального кандидата (как мне казалось после собеседования). Радовался, что решены все мои проблемы: этот человек был опытным, имел хороший послужной список, хорошо отвечал на все вопросы.
Но сразу после того, как он начал работу, показатели в отделе продаж упали. Я забеспокоился, начал наблюдать за этим РОПом. Оказалось, что он вообще ничего не делает и никак не применяет свой прекрасный багаж знаний. При этом он был уверен, что всё делает правильно, что именно в этом заключается работа РОПа.
Тип №3. «Безупречные»
Это люди, которые не могут критично оценивать результаты своей работы. Им кажется, что всё, сделанное ими, идеально. Чрезвычайно трудно управлять теми, кто не видит своих ошибок. Кроме того, «безупречные» не хотят обучаться. Этот тип легко выявить: задайте вопрос о неудачах на прошлой работе. И такому кандидату нечего будет рассказать.
Будьте осторожны: качеством работы таких сотрудников практически невозможно управлять, поэтому я их избегаю.
Тип № 4. «Летуны»
Так я называю людей, которые часто меняют место работы, например, раз в полгода. Это, как правило, компетентные, умелые и опытные люди. Просто по своим внутренним и личностным качествам они не могут задерживаться надолго в компании. Я ни в коем случае не критикую такое качество характера, просто рассуждаю с точки зрения усиления бизнеса.
Перевоспитание «летуна»
Часто мы, предприниматели, совершаем ошибку и надеемся, что наша компания станет исключением для такого человека, ведь именно у нас особая культура и микроклимат! Но не стройте иллюзий: перед вами не стоит задача влиять на личностные качества человека. Люди, часто меняющие место работы, не приведут вашу компанию к успеху. Когда начинал свой предпринимательский путь, тоже пытался перевоспитать таких людей. Я нанял 5 продавцов, и все они ушли через 3–5 месяцев. Пришлось обслуживать клиентов самому. Когда анализировал почему, оказалось, что у каждого был бурный, но быстротечный опыт в резюме до моей компании.
Тип № 5. «Негативщики»
Это самый разрушительный тип. Они ненавидят всё человечество, причём с самого детства. Это их внутреннее эмоциональное состояние. Но, так как они живут среди людей, им приходится адаптироваться, скрывать свою натуру. Они учатся улыбаться через силу, проявлять социальные манеры и правильно отвечать на вопросы.
Как распознать
Если «негативщик» умён и образован, то на собеседовании вы не сможете его распознать, ведь он научился выглядеть хорошо и социально приемлемо. Единственный способ распознать «негативщика» — опять-таки испытательный срок. В первые часы или дни нужно создать большую нагрузку. Только так вы увидите настоящее лицо человека: он будет кусаться, огрызаться и эмоционально отравлять людей вокруг.
Самое главное, не пытайтесь ничего оправдать, ведь нормальный человек, когда вы выводите его на испытательный срок, стремится хорошо себя показать. Если же в первые часы или дни из человека лезет то, что вы не хотите видеть, вежливо прощайтесь с «негативщиком». В офлайновых подразделениях моей компании мы садим новичков в кабинете далеко от HR-специалиста. Это помогает быстрее проявиться: он не знает коллег и, получив сверхнагрузку, либо решает вопросы, либо начинает лить негатив и молить о помощи. Иногда и давят на жалость (трое детей дома, меня везде увольняют, ещё один безумный босс и т. д.).
Вывод
Наем — это больная тема, в которой есть много подводных камней. Но хороших сотрудников можно найти. Главное, остерегайтесь 5 типов: «пиарщиков», «теоретиков», «безупречных», «летунов» и «негативщиков». Не делайте ставку на собеседование. Как правило, негативные качества людей можно обнаружить, выведя их на испытательный срок. Будьте внимательны и нанимайте людей, которые помогут вам усилить компанию.