XXVI зимние Олимпийские игры 2030 года - предстоящее международное спортивное мероприятие, которое будет проведено в городе, определенном Международным олимпийским комитетом (МОК). Ожидается, что победившая заявка на получение статуса города-организатора будет объявлена на 139-й сессии МОК в Пекине в 2022 году или на 140-й сессии МОК, которая состоится в Мумбае в 2023 году.
Город Алматы уже дважды подавал заявку и проигрывал городам-организаторам Сочи (2014) и Пекину (2022). Кстати, корейский Пхёнчхан также дважды проигрывал проведение зимней Олимпиады городам Ванкуверу и Сочи, выиграв борьбу за право проведения Олимпиады в в 2018 году.
Заявки советской Алма-Аты в Олимпийский комитет СССР в конце 80-х годов, к сожалению, не находили своего продолжения.
Считаю, Алматы должен подать свою третью официальную заявку в МОК на Зимнюю Олимпиаду.
Главные аргументы «за» выбор Алматы это:
- компактность расположения спортивных объектов,
- прекрасные природно-климатические условия, большое количество снега в феврале,
- экономичность заявки.
Аргументами «против» проведения Игр в Алматы:
- плохая экология,
- низкий номерной фонд гостиниц,
- финансовые риски при подготовке к Олимпиаде.
Первичным, принципиальным значением для проведения Олимпиады в Алматы является политическая воля власти, желание спортивной элиты и одобрение гражданского общества - в Казахстане сегодня практически невозможна спешная реализация крупных инфраструктурных проектов без одобрения обществом.
Однако подготовка к Зимней Олимпиаде скорее не новое строительство инфраструктуры, а генеральная уборка, ремонт, обновление и модернизация Алматы в течении последующих 8 лет до кульминации в феврале 2030 года.
Какой спортивной олимпийской инфраструктурой располагает Алматы уже сегодня?
Как известно 9 из 14 ключевых объектов спортивной инфраструктуры уже возведены и успешно функционируют. Вот как, на мой взгляд, может пройти распределение соревнований.
1. Центральный стадион, вмещающий 35 тысяч гостей. После ремонта, расширения и покрытия крышей подойдет для проведения церемоний открытия и закрытия Олимпиады.
2. Дворец Спорта имени Балуана Шолака, вместимостью 6 тысяч мест, принимает хоккеистов.
3. «Алматы Арена», на 12 тысяч мест, встречает фигурное катание и шорт-трек.
4. «Халык Арена», на 3 тысячи мест, рассчитана под кёрлинг.
5. Комплекс лыжных трамплинов «Сункар», на 13 тысяч зрителей, подготовлен для прыжков с трамплина и лыжному двоеборью.
6. Высокогорный каток «Медео», на 6 тысяч посадочных мест, исторически предназначен исключительно для конькобежцев и бенди. Под вопросом остаётся его временное покрытие крышей.
7. ГЛК «Шымбулак» частично принимает горнолыжные дисциплины, скоростной спуск, слалом и ожидает капитальный ремонт гостиницы.
8. СОК «Акбулак» близ Талгара отлично обустроен для биатлонистов и лыжные гонки кросс-кантри.
9. Медиацентр и Олимпийские деревни предусмотрены в трёх локациях: Олимпийская деревня вокруг «Алматы Арена» по проспекту Момышулы, гостиница СОК «Акбулак» и Олимпийская деревня на базе инфраструктуры Медео-Шымбулак.
Что, на мой взгляд, необходимо реализовать до 2030 года?
1. ТЭЦ-2 должна быть переведена на газ (Combined Circle Gas Turbine), также как общественный и муниципальный транспорт на газ (CNG) или электрическую тягу.
2. Метрополитен должен быть закольцован в единую линию с уже имеющимися железнодорожными путями Бурундай-Алматы-1-Алматы-2.
3. Трамвайные линии необходимо восстановить внутри города, вдоль проспекта Толеби и вывести трамвай в пригород к «Алтын Орда» - к моллу «Апорт» с запада и «Халык Арене» с востока.
4. Троллейбусная контактная сеть и подстанции должны быть полностью заменены, а дорожные полосы выделены и размечены под троллейбусные линии.
5. Количество автобусов в Алматы должно быть доведено до 3000 единиц. Сегодня общий парк города составляет 2000 автобусов, однако на линии по факту ежедневно выходят 85% или 1700 автобусов, которые не справляются с пассажиропотоком.
6. Номерной фонд гостиниц легко может быть увеличен за счёт строительства частных трёх- и четырёхзвёздных отелей.
7. Аэропорт Алматы будет расширен новым международным терминалом до 2025 года с общим пассажиропотоком 6 миллионов человек в год.
8. Объездной автобан БАКАД будет введён в эксплуатацию с семью радиальными развязками и выездами из города к 2024 году.
9. Надземные канатные, гондольные фуникулёры на опорах от проспекта Аль-Фараби должны быть проброшены в предгорные жилые массивы Карагалинка, Алмарасан, Ерменсай, Баганашыл, Ремизовка, Каменское плато, Кольсай, Сулусай.
10. Размещение санно-бобслейной трассы предусмотрено на территории комплекса лыжных трамплинов «Сункар».
11. Площадки под зимние современные олимпийские дисциплины могул, фристайл и сноуборд расположатся на территории ГЛК «Табаган» в посёлке Бескайнар.
12. Высокогорная горнолыжная трасса для слалома, слалома-гиганта и скоростного спуска будет организованна южнее посёлка Бескайнар, в районе бывшего санатория «Алматау».
Делая каждый год маленькие подготовительные шаги к зимней Олимпиаде до 2030 или 2034 года, Алматы непременно должен стать организатором Игр в ближайшие годы, поскольку город предрасположен к ним культурно и природно-климатически. Для этого не нужно вкладывать миллиарды капитальных инвестиций в грандиозные стройки, необходимо лишь восстановить, отремонтировать и модернизировать уже исторически имеющиеся или разрушенные объекты.
Спортивным властям Казахстана необходимо формально контролировать своевременную подачу заявки на организацию Игр и подготовку технико-экономического обоснования для проведение Зимней Олимпиады в Алматы в 2030 или 2034 году.
Бог любит троицу, подаём Олимпийскую заявку в третий раз!
Мнение автора может не совпадать с позицией Национального олимпийского комитета РК и акимата Алматы.