Мы вступаем в новую экономическую эру

Автор: Энн-Мэри Слотер
президент и гендиректор фонда New America

Это будет эпоха отношений

У недавней конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата (COP26) и продолжающихся переговоров по законопроекту президента США Джо Байдена о социальной инфраструктуре, известному как «Закон о создании лучшей инфраструктуры», есть важная общая особенность. В основе глобальных усилий по смягчению последствий изменения климата и адаптации к нему лежит обязательство заботиться о нашей планете. Аналогичным образом, в США законопроект Байдена является авансовым платежом за создание всей инфраструктуры ухода – включая оплачиваемый отпуск по семейным обстоятельствам, присмотр за детьми, налоговый кредит на детей и доступный общественный и домашний уход для всех, кто нуждается в поддержке.

Реакция на оба этих знаковых события проясняет позицию многих людей в отношении ухода. В контексте изменения климата забота о Земле превращается в набор запретов, ограничений и обязанностей: мы не можем продолжать жить так, как живем, не навлекая катастрофу. И многие обосновывают свою поддержку ухода за детьми и престарелыми тем, что она позволит лицам, осуществляющим уход, в первую очередь женщинам, оставаться на рабочем месте и, таким образом, быть «продуктивными» членами общества.

Итак, в обоих случаях забота является средством достижения цели, а не самой целью, желанной и дорогой сердцу. Забота – это долг: мы должны заботиться о нашей планете и членах нашей семьи. Или же это услуга, за которую нужно платить: мы можем покупать углеродные кредиты, компенсируя доставляющее удовольствие потребление, и нанимать других, чтобы кормить, купать, одевать и возить тех, кого мы любим.

Но, как писали британский социальный дизайнер Хилари Коттэм и я, забота не услуга, а «отношения, которые зависят от связей человечества». Качество и глубина наших отношений с другими людьми необходимы для нашего долголетия, благополучия и развития мозга, а также для самой нашей человечности. В недавней лекции в Британском фонде здравоохранения Коттэм напомнила нам концепцию философа Мартина Бубера, повторенную Папой Франциском в выступлении на TED в 2017 году, о том, как «я становлюсь собой через тебя».

Предположим тогда, что «мы», человеческая раса, становимся полностью людьми благодаря нашим отношениям с окружающей средой. Или, другими словами, то, что мы за люди, зависит от того, как мы относимся к Земле. Британский археолог Дэвид Венгроу утверждает, что недавние открытия останков ранних обществ опровергают теорию о необходимости иерархии власти для цивилизации. Он описывает «города-сады» без центров, чередующиеся общества иерархического командования и эгалитарного сотрудничества и культуры, которые управляли землей посредством контроля, а не владения. В итоге Венгроу заключает: «Мы оказались игривым, изобретательным видом, который только недавно застрял в смертельной игре по добыче и расширению; ты либо растешь, либо умираешь, и человек забыл, как менять правила».

В свою очередь, наше отношение к Земле определяет, как мы создаем экономическую ценность. В аграрную эпоху мы выращивали сельскохозяйственные культуры и разводили животных, чтобы прокормить себя и обмениваться ими с другими. В индустриальные века мы извлекали материалы из Земли и превращали их в продукты, которые могли использовать для одежды, жилья, транспорта, образования и развлечений. В цифровую эпоху мы извлекаем данные из взаимодействия людей друг с другом и с Землей и преобразуем их в новый набор товаров и (в основном) услуг.

Но если сейчас мы должны восстановить Землю и обеспечить непрерывную устойчивость своих взаимодействий с ней, то забота – навыки ухода и обработки земли, растений, животных или людей – становится центральным источником ценности. Коттэм утверждает, что «опекуны», за неимением лучшего термина, «должны быть для этой технологической революции тем, чем инженеры были для предыдущей. Работа этого столетия – это работа по восстановлению. Нас самих и нашей окружающей среды в целом».

Таким образом, мы, возможно, вступаем в новую экономическую эру, когда ценность возникает в первую очередь из отношений, способствующих охране окружающей среды, устойчивому развитию и процветанию человека. Назовем это эпохой отношений. Мы будем использовать технологии для обслуживания широкого спектра отношений: обучения, коучинга, наставничества, руководства, воспитания, развития, заботы и многого другого, что еще предстоит открыть или переоткрыть, позволяющего людям полностью реализовать свой потенциал и жить в гармонии со своей средой.

Такая экономика перешла бы от добычи к инвестициям, от производства и строительства – к техническому обслуживанию и ремонту, от необходимости – к существованию и от производства и потребления – к созиданию и заботе. Статический индивидуализм уступил бы место динамической взаимозависимости.

Видение людей как узлов в обширной сети отношений, улучшающих или разрушающих жизненные шансы, отвечает нашей собственной биологии. В конце концов, экосистема – это пересекающийся набор взаимозависимых отношений. Физик Фритьоф Капра писал о «паутине жизни», имея в виду бесчисленные взаимозависимости живых организмов. Активность в биологических сетях есть непрерывный процесс молекулярного и клеточного восстановления и обновления.

Если мы думаем об уходе именно как о существенном наборе отношений, позволяющем нам расти и процветать как части более крупной планетарной экосистемы, то уход становится благом в буквальном смысле слова. Рассматривая заботу как исполнение глубокого человеческого желания, а не как обязательство, мы можем превратить ее в источник ценности и, следовательно, в то, чем можно наслаждаться, вознаграждать и уважать. Прежде всего, забота может обеспечить выход из нынешних экологических и духовных кризисов, стать мостом к новой экономике и более глубокому пониманию нашей собственной человечности.

© Project Syndicate 1995-2021 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
78672 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
23 апреля родились
Ергали Бегимбетов
экс-руководитель АО «Страховая компания Amanat Insurance»
Forbes Video

Алишер Еликбаев — о репутации, олигархах, доходах в кризис, провалах в бизнесе

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить