Важнее госпрограмм

Автор: Жарас Ахметов
директор ТОО «OilGasProject»

Уроки реформ Гайдара

Тридцать лет назад, в конце октября 1991 года, на V съезде народных депутатов РСФСР Борис Ельцин объявил о старте рыночных реформ. Это событие касалось и нашей страны. Во-первых, Казахстан во многом повторил российские реформы. А во-вторых, наша страна до ноября 1993 года входила в рублевую зону и все, что происходило в экономике нашего северного соседа, оказывало непосредственное влияние и на нашу экономику.

СССР, который еще не почил в бозе, в 1991 году уже находился в состоянии тяжелого экономического кризиса. Министр экономики и прогнозирования (бывший Госплан) Владимир Щербаков в августе того года писал в Совет Федерации: «Страна ускоренными темпами втягивается в глубокий финансовый кризис и развал денежного обращения. Эти факторы в настоящее время в решающей степени определяют ухудшение экономической, социально-психологической и политической ситуации в стране». Было совершенно очевидно, что требуются срочные и радикальные реформы. Егор Гайдар, назначенный на должность министра финансов РСФСР, должен был стать проводником этих реформ.

По сию пору у общественности на постсоветском пространстве нет единого мнения по результатам проведенных реформ. Так совпало, что начиная с 1992-го Россия и Казахстан оказались в состоянии глубокого и длительного кризиса. Вышли мы из него только в конце 90-х. Были как очевидные, так и не совсем очевидные причины кризиса. К первым можно отнести в первую очередь кризис советской финансовой системы, продолживший оказывать негативное влияние на бывшие союзные республики и после развала СССР. Именно кризис денежного обращения, а не ликвидация СССР, привел к разрыву традиционных экономических связей между предприятиями, что стало важным фактором, определившим глубину и продолжительность падения. Другая очевидная причина – сам факт перехода от плановой к рыночной экономике. Теперь не центр, а сами предприятия должны были решать, что производить, в каком количестве и по каким ценам продавать. Это тоже привело к разрыву экономических связей.

Центральный вопрос дискуссий о реформах Гайдара: они усугубили кризис или все-таки препятствовали его развитию и в конце концов способствовали его преодолению? Однозначного ответа нет. Но сегодня уже понятен один серьезный изъян реформ Гайдара: в них не было предусмотрено соответствующих институциональных изменений. Переход к рынку начался при сохранении советского нерыночного законодательства. Например, новая общая часть Гражданского кодекса что в России, что в Казахстане была принята в конце 1994 года, когда реформы шли уже больше двух лет. Недостаток рыночного законодательства восполнялся специальными законодательными актами, которые могли противоречить еще не отмененным законам. Все это вызвало правовой вакуум. В его условиях нет возможности обеспечить исполнение контракта. Вернее, он обеспечивается, но на уровне неформальных договоренностей и «понятий». Все это делает предпринимателя, по сути, беззащитным перед произволом государства и манипуляций преступных сообществ. А это сильные барьеры для роста предпринимательской инициативы.

Важный урок реформ Гайдара состоит в следующем: заботой власти должно быть формирование условий, благоприятных для частной предпринимательской инициативы. И никакие государственные программы развития не смогут компенсировать отсутствие надлежащей защиты предпринимателя. 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
60863 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Forbes Video

Dream Team House переезжает в Казахстан?

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить