МВФ - добрый Санта или злой Скрудж?

Автор: Кеннет Рогофф
бывший главный экономист МВФ, профессор экономики и госуправления в Гарвардском университете

Фонд перестал выполнять свою главную роль во время пандемии

Кто будет расчищать неизбежный финансовый бардак на рынках развивающихся стран, когда упорная инфляция вынудит ФРС США начать резкое повышение процентных ставок? Нормальной задачей Международного валютного фонда является поддержка стран, оказавшихся на краю пропасти, но, судя по всему, фонд потерял интерес к этой работе. Вместо выполнения своей традиционной роли – помогать проблемным странам-должникам помочь самим себе – МВФ пытается превратиться в агентство помощи развитию.

Да, конечно, приятней быть Сантой, а не Скруджем, особенно когда богатые государства выделяют слишком мало средств на помощь зарубежным странам. Я уже давно выступаю за создание мирового углеродного банка, чтобы распределять через него гранты и технологии. Весьма убедительно звучат и аргументы в пользу предоставления финансирования реструктурированной Всемирной организации здравоохранения для борьбы с пандемиями. Однако в мире, где объёмы потоков частного капитала намного превосходят объёмы государственного кредитования, традиционные программы МВФ по-прежнему должны играть ключевую роль в смягчении и борьбе с финансовыми кризисами.

Фонд перестал выполнять эту роль во время пандемии, и начать заново будет трудно. На начальном этапе кризиса Covid-19 выделение средств с минимальными условиями имело смысл. Но МВФ до сих пор структурирован в основном как кредитное агентство, поэтому со временем долги ему должны быть возвращены, иначе он сам обанкротится. Чтобы представить, как всё это может выглядеть, достаточно взглянуть на напряжённые отношения фонда с Аргентиной, которая получила в 2018 году огромный кредит в размере $57 млрд, причём с нехарактерными для МВФ минимальными требованиями. Сейчас страна отказывается его возвращать.

В ряде недавних случаев отсутствие привязанных к кредитам требований выглядит просто вопиющим. Действительно ли МВФ надо предоставлять кредиты почти без каких-либо условий правительству, которое ограничивает импорт продовольствия для своего полуголодного населения, усугубляя тем самым проблемы, возникшие из осуществляемого этим правительством контроля над валютным курсом? Фонд выдал такой кредит Нигерии в 2020 году. В ряде случаев МВФ стал проявлять невиданное великодушие в своих обычно осторожных страновых оценках, ставя золотую печать одобрения на действия стран, у которых резко растёт соотношение долга к ВВП, способное стабилизироваться лишь при очень оптимистичных допущениях.

В качестве примера можно привести доклад 2021 года о Гане в соответствии со статьёй IV. Ещё большую мягкость фонд демонстрирует в отношении крупных развивающихся стран, таких как Бразилия и ЮАР, доказывая, что борьба с пандемией – это самый главный приоритет, хотя там быстро растёт уровень долга и инфляция, а также назревают проблемы в банковском секторе.

Подобное отсутствие требовательности является сознательным. Во время пандемии МВФ резко расширил использование «Инструмента ускоренного финансирования» (RFI). Этот кредитный механизм не требует от стран вступления в «полноценную» программу стабилизации (и на практике не сопровождается особыми или вообще какими-либо условиями). Но что ещё важней, МВФ убедил своих членов одобрить чрезвычайную эмиссию специальных прав заимствований (СДР, резервный актив МВФ) на сумму $650 млрд, которая тоже фактически не сопровождается никакими требованиями. По сути, СДР представляют собой прямую помощь, которая поступает всем членам МВФ, в том числе России и Ирану. Однако из-за загадочной структуры этого инструмента развивающиеся страны получат лишь очень малую часть от общей суммы эмиссии.

Есть сильные аргументы в пользу перестройки финансовой структуры МВФ (а также родственной ему организации – Всемирного банка), чтобы основная масса предоставляемого им финансирования имела форму прямых грантов, а не кредитов. Я уже несколько десятилетий предлагаю провести такую реформу, и недавно эта идея начала привлекать серьёзное внимание. Сегодня МВФ структурирован как револьверный фонд, поэтому он может быстро иссякнуть, если простит все выданные ранее кредиты (о чём его постоянно просят некоторые НКО). Есть только один способ избежать этого: развитые страны должны согласиться пополнять этот источник, чего они, похоже, совершенно не хотят делать.

Одно из ключевых условий – средства МВФ нельзя использовать просто на выплаты частным кредиторам. Как показывают исследования, именно это происходило в 1980-е годы и вновь происходит в наши дни. Ещё одним фактором, который следует учитывать, стали государственные банки Китая, которые устанавливают процентные ставки на рыночном уровне. Необходимо найти способы гарантировать, чтобы кредиты МВФ не шли на выплату китайских кредитов.

Сегодня наблюдаются поразительные параллели между благими намерениями МВФ и благими намерениями Федерального резерва, который хочет способствовать повышению равенства. После долгих рассуждений о том, что резкий рост инфляции является временным, Федеральный резерв теперь оказался перед дилеммой. Если ФРС не ужесточит весомым образом свою монетарную политику в течение года (а этот риск намного выше, чем признаётся в официальных заявлениях), тогда инфляция зафиксируется на высоком уровне. Если же ужесточение произойдёт слишком быстро, тогда начнётся рецессия. Стагфляция тоже вполне возможна.

МВФ тоже необходимо вернуться к своим ключевым надзорным функциям. Печальная судьба развивающихся стран требует большего сочувствия и внимания, но МВФ – это не Всемирный банк, которые действительно является агентством помощи развитию. Жёсткие условия кредитов МВФ крайне важны для создания финансовой стабильности и для того, чтобы за счёт его ресурсов не финансировалось бегство капитала, выплаты иностранным кредиторам или местная коррупция. Пандемия никуда не уходит, и никуда не должен уходить традиционный МВФ.

© Project Syndicate 1995-2022 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
81182 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Forbes Video

Бахт Ниязов: как живет венчурный инвестор в Казахстане?

Обсуждаемые в Соцсетях
Самые Читаемые

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить