Освободите деньги, они нам нужны!

Автор: Джаяти Гош
профессор экономики Массачусетского университета в Амхерсте, член Комиссии по трансформационной экономике Римского клуба

Система распределения финансовой помощи явно нелогичная и устарела

Основной фактор, ограничивающий оживление мировой экономики, - не широко обсуждаемый рост инфляции в странах с развитой экономикой (он, вероятнее всего, временный), а значительное неравенство между большинством богатых стран и остальным миром, за исключением Китая. Такие несоответствия препятствуют не только глобальному расширению платежеспособного спроса - они держат некоторые бедные страны в состоянии стагнации.

Одной из главных причин для K-образного глобального оживления мировой экономики являются огромные изменения в фискальных ответных мерах между богатыми странами и остальными. Хоть пандемия COVID-19 и привела к повсеместному сокращению государственных доходов, по оценкам Международного валютного фонда в апреле 2021 года развитые страны увеличили свои государственные расходы в 2020 году более чем на 6% от ВПП до пандемии. В странах с формирующейся рыночной экономикой в среднем тратили всего на 1% больше, а страны с низким уровнем дохода фактически тратили меньше.

К октябрю 2021, несмотря на новые волны заражения COVID-19, которые вызвали экономический хаос, во многих странах со средним и низким уровнем дохода уже активно предпринималась «фискальная консолидация» из-за роста государственного долга, накопленного за прошлые два года. Это неизбежно ухудшило их экономические перспективы и препятствовало даже необходимым государственным расходам на медицинские услуги.

Единственным более или менее положительным моментом в этом печальном финансовом ландшафте для большинства развивающихся стран стало новое выделение МВФ $650 млрд в августе 2021 года в виде специальных прав заимствования (СДР, резервный актив МВФ). К сожалению, СДР распределяются в соответствии с квотами МВФ странам, которые в большой степени зависят от их ВВП. Страны с низким и средним уровнем дохода таким образом получили всего около $250 млрд, в то время, как богатые страны получили около $400 млрд, большую часть которых они вряд ли будут использовать. Эта система распределения СДР явно нелогичная и устарела, особенно с учетом сегодняшнего колоссального межстранового неравенства, масштабов и срочности финансовых потребностей более бедных стран.

Несмотря на это, выделение СДР стало спасательным кругом для нескольких развивающихся стран, столкнувшихся с серьезными трудностями с платежным балансом, и помогло избежать дальнейшего ухудшения экономики. С августа минимум 80 стран использовали СДР для различных целей. 32 страны обменяли их на твердую валюту, 55 использовали для уплаты своих взносов в МВФ и 39 зафиксировали в государственном бюджете, вероятно, для расходов на здравоохранения и другие приоритетные нужды.

СДР обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами международного финансирования. Они не увеличивают бремя внешней задолженности стран, и, в отличие от займов МВФ и других многосторонних кредиторов, они не являются условными. СДР доступны для всех стран, включая страны со средним уровнем дохода, которые могут сталкиваться с ограничениями платежного баланса, но исключены из других многосторонних источников финансирования. И они практически не требуют никаких затрат, а процентная ставка по ним ниже 0,1%. Сложно представить более простой способ предоставления внешнего финансирования странам, которым оно так необходимо.

Поэтому многие лидеры стран хотят более регулярные распределения СДР. Например, на Конференции ООН по изменению климата (COP26) в Глазго в ноябре прошлого года премьер-министр Барбадоса Миа Амор Моттли (Mia Amor Mottley) призвала ежегодно в течение 20 лет выдавать СДР на сумму $500 млрд для финансирования действий по борьбе с изменением климата. Хотя развитые страны не смогли осуществить даже свои относительно незначительные обязательства на COP15 в 2009 году - мобилизовать $100 млрд в год на финансирование изменения климата для развивающихся стран. Регулярные распределения СДР обеспечили бы необходимые ресурсы для поддержки там, где они нужны больше всего. А еще СДР могут обеспечить часть финансирования для достижения Целей устойчивого развития, которые сейчас кажутся недосягаемыми.

Тем, кого волнуют денежные последствия ежегодных распределений СДР, следует помнить: предлагаемая сумма незначительна по сравнению с выделением ликвидности на $25 трлн для смягчения денежно-кредитной политикой в развитых странах после глобального финансового кризиса 2008 года. СДР в размере $943 млрд — это лишь 7% от мировых резервов в размере $12,8 трлн.

Более актуальный вопрос - как использовать $400 млрд СДР, выделенных богатым странам, которые вряд ли в них нуждаются. Простое хранение этих избыточных остатков СДР в МВФ является огромной тратой времени, учитывая альтернативные издержки. Некоторые более богатые страны обязались перераспределить в общей сложности $100 млрд в СДР, но еще не сделали этого.

В результате неотложным стал вопрос о том, как перенаправить существующие СДР. Но предложение МВФ о создании Resilience and Sustainability Trust в размере $50 млрд лишит развивающиеся страны многих преимуществ СДР. Во-первых, эта сумма шокирующе мала. Хуже того, ресурсы должны предоставляться в форме долга, который должен быть погашен (хоть и по низким процентным ставкам), и на него будут распространяться условия МВФ, которые слишком часто оказывались чрезвычайно контрпродуктивными. И эти деньги будут доступны только странам с низким уровнем дохода или тем, кто в настоящее время участвует в программах МВФ, исключая большую часть развивающихся стран. Другими словами, предлагаемая МВФ схема - это обычный бизнес, подразумевающий незначительное положительное воздействие.

Другие предложения более многообещающие. Богатые страны могли бы направлять свои СДР региональным банкам развития, которые уполномочены их хранить. Такие учреждения, как Африканский банк развития, могли бы использовать СДР для расширения своей базы капитала и предоставления развивающимся странам большего объема финансирования в области климата и бюджетной поддержки для достижения ЦУР.

Аналогичным образом, экономист Авинаш Персо (Avinash Persaud) предложил создать фонд климатического финансирования в размере $500 млрд в год, финансируемый за счет выпуска СДР. Фонд может выставлять средства на аукцион среди стран, причем успешными будут те заявки, которые обещают максимально возможное сокращение выбросов парниковых газов в результате предоставляемых инвестиций.

Если правительства богатых стран будут так же вяло реагировать на предложения использовать по сути свободные деньги, они не только упустят огромные возможности. Они не смогут обеспечить более справедливое и устойчивое глобальное восстановление.

© Project Syndicate 1995-2022 

Перевод: Валерия Малик

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
59077 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
19 апреля родились
Жания Аубакирова
пианистка, директор Авторской школы Жании Аубакировой
Forbes Video

Раимбек Баталов: санкции, переезд российского бизнеса, помощь предпринимателям

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить