Ежегодно в конце марта завершаются сроки сдачи налоговой отчетности по подоходному налогу за прошедший год. Отчитываясь по налогам, следует иметь в виду, что налоговые органы вправе проверить бизнес в течение сроков исковой давности.
Что такое срок исковой давности в налоговых правоотношениях? Это период, в течение которого налоговый орган может проводить камеральный контроль и выездные налоговые проверки, а налогоплательщики, в свою очередь, вправе вносить дополнения в налоговую отчетность, требовать зачета и возврата излишне уплаченных сумм.
![В правительстве РК рассказали, за счет чего перевыполнен план по доходам бюджета](https://static.forbes.kz/img/articles/f363446499e27f6d8b6ce62d7da5cc98-subtop.jpg)
В правительстве РК рассказали, за счет чего перевыполнен план по доходам бюджета
Как отметили в Минфине, план по доходам превысил запланированный объем на 1... →
Когда в 2017 году представляли действующий Налоговый кодекс, было объявлено, что срок исковой давности по налоговым обязательствам сокращается с пяти до трех лет, к чему многие отнеслись с большим удивлением. Но чуть позже выяснилось, что нововведение будет действовать не сразу, а с 2020 года. Кроме того, стало известно, что оно коснется не всех. В отношении налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, а также недропользователей сохранился прежний пятилетний срок. Позже в список исключений вошли резиденты, владеющие контролируемыми иностранными компаниями.
Соответственно, для остальных налогоплательщиков все было ясно. Начиная с 2020 года срок исковой давности для них составлял три года. Это означало, что в 2020 году налоговые органы могли проверить лишь 2017–2019 годы, тогда как 2015–2016 годы оставались непроверенными.
Несмотря на то, что о сокращении сроков исковой давности было объявлено еще в 2017 году, Комитет государственных доходов (КГД), заметив свое упущение, в 2020 году начал активно писать разъяснения. Суть разъяснений заключалась в том, что по обязательствам и требованиям, возникшим до 1 января 2020 года, будет действовать пятилетний срок. Тогда как новый трехлетний срок будет применяться по обязательствам и требованиям, возникающим после 1 января 2020 года. Иначе говоря, на сокращенный срок можно было рассчитывать лишь с 2023 года.
Много говорилось о том, что инициирован законопроект, исправляющий все неясности. Честно говоря, было весьма странно наблюдать эти действия, так как Налоговый кодекс в обсуждаемой части был весьма конкретным и не допускал двоякого толкования. По понятным причинам предпринимательская общественность возмутилась. Споры утихли лишь после того, как уполномоченный орган по налоговой политике – Министерство национальной экономики – дал разъяснение, опровергающее позицию КГД.
![Байден вводит новый налог для миллиардеров](https://static.forbes.kz/img/articles/a6cd68921424a5a1628e9c45f1783a0e-subtop.jpg)
Байден вводит новый налог для миллиардеров
Оппоненты президента США считают его идею «налогом на то, чего нет» →
Сейчас мы наблюдаем, как налоговые органы повторно изменили свою позицию. В конце 2020 года были приняты новые поправки, которые существенно расширили круг лиц, в отношении которых применяется пятилетний срок исковой давности. Теперь туда входят не только крупнейшие налогоплательщики, подлежащие мониторингу, но и просто налогоплательщики, относящиеся к субъектам крупного предпринимательства. А это предприятия, в штате которых работают более 250 сотрудников либо доход которых превышает 9 млрд тенге в год.
Учитывая, что поправки вступили в силу 1 января 2022 года, получилась интересная юридическая конструкция. Для субъектов крупного бизнеса срок исковой давности истекал в полночь 31 декабря 2021 года и моментально возобновлялся с первой секунды нового года.
Юридических оснований для того, чтобы оспорить данное обстоятельство, нет. Поэтому крупным компаниям, сдающим налоговую отчетность за 2021 год, нелишне позаботиться о том, чтобы перепроверить правильность исполнения налоговых обязательств за 2017–2018 годы.