Ваш бизнес подрос, оперативное управление занимает много времени. Но есть проблема — это люди, которых вы когда-то лично нанимали и собирали. Они привыкли не только к вашему стилю управления, но и к ежедневному общению лично с вами.
И тут появляется новый человек, который пока ни с кем не знаком, да и плохо понимает специфику работы компании. Среди «старичков» начинается процесс разочарования: нередко заканчивается тем, что команда разбегается. Бизнес, на построение которого вы потратили много времени и сил, разваливается.
Дело не в директоре. А в том, что вы долгое время были для людей фундаментом. Вы говорили о будущем, и оно реализовывалось. Ставили цели и своим примером показывали, как воплощать их в жизнь. Когда вы ставите директора, кажется, что фундамент исчезает. У команды возникает замешательство и страх, что всё развалится.
Следующие шаги помогут вам поставить директора правильно, не потеряв при этом команду.
Шаг 1: дайте понять, что у владельца и директора разные функции
К сожалению, отличия не понимают даже многие владельцы бизнеса. А команда тем более: для них вы всегда были владельцем и директором в одном лице. Они никогда не делили разный функционал.
Чтобы объяснить команде различия, для начала вы должны сами это прояснить. Разберитесь, что вы делали как владелец, а что — как директор. Тогда вы сможете привести команде примеры, создать у них понимание и согласие. А главное донести: вы не исчезаете из бизнеса, а продолжаете выполнять функции владельца. Директор будет заниматься оперативным управлением — причём более профессионально, тратя на это больше времени. От этого выиграют все: бизнес будет быстрее развиваться.
Шаг 2: пересмотрите стратегию
Вы давали компании долгосрочные цели, выстраивали маршрут развития, определяли миссию и ценности. Вы — архитектор, который создавал план здания. Постановка директора — подходящий момент, чтобы сделать здание более прочным. Поэтому рекомендую пересмотреть и обновить стратегию, донести до команды планы и рассказать о целях. А также ещё раз объяснить, какую роль в этом играет владелец, а какую — директор. Сделав это, вы сможете усилить «конструкцию» компании.
Шаг 3: Адаптируйте директора
Некоторым наёмным директорам нравится всё делать по-новому и привносить в компанию свой личный опыт, шаблоны. Многие действия будут успешными, но далеко не все. Поэтому вам нужно правильно адаптировать директора, провести процедуру введения в должность. Ваша задача — дать ему чёткие инструкции.
Составьте должностную инструкцию
Впервые я ставил директора в производственной компании. Несколько месяцев я выписывал всё, что делаю. Указывал, о чём разговариваю с сотрудниками, что обсуждаем на совещаниях. Затем я разделил задачи на две колонки «обязанности владельца» и «обязанности директора». Задачи из второй колонки легли в основу должностной инструкции для будущего директора.
При введении в должность я потратил много времени, чтобы пройтись с ним по каждому пункту. Подробно объяснял, как успешно выполнял работу именно в этой компании. Нужно создать у директора согласие с тем, чтобы сохранять ваши успешные действия. И только после этого начать их совершенствовать.
Шаг 4: будьте ментором
Вы прояснили обязанности, директор всё понял. Но когда дело дойдёт до практики и работы с людьми, он точно будет делать ошибки. Это абсолютно нормально: но нужно, чтобы директор быстро начал успешную работу. Поэтому рекомендую вам внедрить наставничество.
Как помочь директору
После того, как мы с директором прояснили должностную инструкцию, я стал его ментором. Его стол находился в моём кабинете, и я наблюдал за тем, что он делает. Но старался не вмешиваться. Например, давал обратную связь и оценку по окончанию совещаний, а не во время. Старался подробно объяснять, почему поступил бы иначе в некоторых моментах. Осуществляя наставничество два-три месяца, я формировал его точку зрения. Если вы поступите так же, то шансы на успех вашего директора возрастут.
Шаг 5: «продайте» директора
Когда в компании появляется новое лицо, команда хочет узнать о нём больше — особенно, если это высший руководитель. Люди хотят понять его деловые качества. И, к сожалению, у них нет доверия к этому человеку.
Выработка доверия и создание уважения требует времени. Пока люди не знают о достоинствах и заслугах нового директора, добиться уважения трудно. А это важно: именно из-за уважения сотрудники выполняют распоряжения, содействуют директору, а не вставляют палки в колёса.
Как не разрушить власть
Поэтому ваша задача — «продать» директора сотрудникам. То есть объяснить, в чём он силён, каким опытом обладает, какими достижениями гордится. Нужно создать это отношение, а затем его поддерживать. Я видел как владельцы из-за внутренней ревности не поддерживают и даже разрушают уважение к директору. Например, публично критикуя и ставя под сомнение его компетентность.
Уважение к директору, которого вы поставили, — это капитал, инструмент, инвестиция. Разрушая его, вы ставите под угрозу свою компанию. Если директор потерпит поражение, то вам придётся либо искать нового, либо самому снова погружаться в оперативку.
Главный совет
Владелец передаёт управление директору, всё идёт хорошо. Результаты растут, и владелец с головой уходит в новые проекты. Порой даже открывает другой бизнес или уезжает отдохнуть на Бали. Но это ошибка: нельзя разрывать общение со своей командой и переставать выполнять обязанности владельца.
Если у вас есть директор — это прекрасно. Но не переставайте общаться с сотрудниками.