Повышение процентных ставок стало угрозой

Автор: Шан-Цзинь Вэй
бывший главный экономист Азиатского банка развития, профессор финансов и экономики Колумбийского университета

Решения центробанков грозят столкнуть мировую экономику в ненужную рецессию

НЬЮ-ЙОРК – Мир столкнулся с риском конкурентного повышения процентных ставок крупнейшими центральными банками, что может показаться желательным для их стран по отдельности, но грозит столкнуть мировую экономику в ненужную рецессию. Подобного сценария ещё можно избежать, хотя окно возможностей быстро закрывается.

Если изолированно рассматривать активное повышение процентных ставок для борьбы с высокой инфляцией внутри отдельно взятой страны, оно имеет смысл. Например, Федеральный резерв долгое время недооценивал упорный характер высокой инфляции в США, и с этой точки зрения недавнее обещание председателя ФРС Джерома Пауэлла продолжить повышение ставок, несмотря на угрозу рецессии, выглядит разумным. Желая гарантировать, чтобы инфляционные ожидания были твёрдо закреплены на низком уровне, ФРС предпочитает ошибиться с избыточной агрессивностью, чем рисковать недостаточностью действий. А на другой стороне Атлантики Европейский центральный банк и Банк Англии тоже обещают повышать процентные ставки, чтобы справиться с самыми высокими за несколько десятилетий темпами инфляции.

Проблема с этим подходом в том, что повышение процентных ставок любым крупным центральным банком создаёт эффект экспорта инфляции в другие страны. Это вынуждает другие центробанки повышать процентные ставки сильнее, чем они бы повышали их в ином случае. Например, когда процентные ставки увеличивает ФРС США, а Банк Англии и ЕЦБ никак на это не реагируют, тогда фунт и евро начинают девальвироваться относительно доллара США, что приводит к росту цен на импортируемые товары и усилению и так уже высокой инфляции. Если же Банк Англии и ЕЦБ реагируют повышением процентных ставок, тогда они начинают экспортировать часть дополнительной инфляции обратно в США и другие страны. В результате закручивается спираль процентных ставок, которая вредит мировому ВВП и занятости сильнее, чем коллективно хотели бы все эти страны.

В 66 странах с меньшей экономикой, где курс валюты привязан к доллару США, а особенно в странах, где отсутствует существенный контроль за движением капиталов (например, Гонконг, Панама и Саудовская Аравия), местные процентные ставки обычно повышаются автоматически всегда, когда ставки повышает Америка, причём даже в тех случаях, когда повышение ставок наносит вред перспективам их экономики.

Поскольку темпы роста мировой экономики уже замедляются из-за российской войны в Украине и сопутствующего ей резкого повышения цен на энергоносители и продовольствие, волна дальнейшего увеличения процентных ставок может столкнуть мировую экономику в сторону отрицательных темпов роста. При определённой координации крупнейшие центробанки мира могли бы достичь контролируемой инфляции, реализуя менее агрессивную стратегию, чем каждый из них мог бы использовать по отдельности. Однако усиление геополитической напряжённости и недоверия между некоторыми странами с крупнейшей экономикой затрудняют такую политическую координацию.

К счастью, глобальное конкурентное повышение процентных ставок пока ещё не началось. В Китае и Японии (а это вторая и третья страны в мире по размерам экономики соответственно) инфляция сейчас не превышает 3%, в то время как в США, Великобритании и странах еврозоне она находится на уровне 8% и выше. И поэтому у Китая и Япония нет необходимости в повышении процентных ставок в ответ на действия ФРС, ЕЦБ и Банка Англии. Более того, власти Китая подумывают сейчас о снижении процентных ставок с целью подстегнуть экономический рост, а японские власти (которые десятилетиями гораздо больше тревожились по поводу дефляции, а не инфляции) тоже не выглядят особенно обеспокоенными. В настоящий момент обе страны с явной готовностью соглашаются на девальвацию своих валют.

Но ситуация может измениться. Поскольку у войны в Украине не видно конца и края, в обозримом будущем не ожидается падения цен на энергоносители. А Китай и Япония являются крупными импортёрами нефти и газа, поэтому быстрый рост цен на энергоресурсы тревожит их сильнее, чем Америку (которой выгоден рост этих цен). Хотя сегодня темпы инфляции в Китае и Японии значительно ниже, чем в других экономически крупных странах, они быстро повышаются: в Китае они увеличились втрое с начала года (с 0,9% в годовом пересчёте до 2,7%), а в Японии – в пять раз (с 0,5% до 2,6% за тот же период). Если эти тенденции сохранятся, импорт инфляции вскоре станет серьёзной политической проблемой и для этих двух стран.

Правительства должны ухватится за возможность сотрудничества, пока не стало слишком поздно. Скоординированный ответ на мировой финансовый кризис десятилетней давности может стать полезной моделью такого сотрудничества. Тогда сомнения в перспективах участия других стран, в том числе Китая, в коллективных действиях, изначально лишали каждую страну по отдельности интереса к совершению значимых, смелых шагов в сфере бюджетного стимулирования. Однако диалог с Китаем в рамках «Большой двадцатки» и других площадок смягчил эти тревоги, а принятие Китаем существенного пакета бюджетного стимулирования привело к росту спроса на товары из Европы, США и других стран и повысило в глазах других стран привлекательность идеи принятия собственных крупных пакетов стимулирования. Подобные многосторонние усилия помогли смягчить тот кризис.

Сегодня эскалация геополитических противоречий и наследие развязанной бывшим президентом США Дональдом Трампом торговой войны усилили недоверие между некоторыми экономическими супердержавами мира. Хотя природа нынешних экономических проблем иная (на этот раз речь идёт об инфляции, а тогда была дефляция), необходимость политической координации для минимизации ущерба для ВВП и рабочих мест сегодня столь же важна. Кроме того, в случае успеха такое сотрудничество повысит шансы на достижение политической координации, необходимой для победы в глобальной борьбе с изменением климата.

© Project Syndicate 1995-2022 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
31205 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
27 апреля родились
основатель компании DAR
Александр Клебанов
председатель совета директоров АО «ЦАТЭК», участник рейтингов самых богатых и самых влиятельных бизнесменов Казахстана
Нурлан Исин
президент Казахстанской ассоциации IT-компаний
Forbes Video

Как управлять 280 аптеками, развивать супермаркеты, строить новые рестораны и открывать гостиницы

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить