Прежде всего нужно договориться, что именно мы понимаем под личным брендом. Чарльз Браймер, американский бизнесмен и маркетинговый стратег, определяет бренд как «торговую марку, которая в глазах потребителя вбирает в себя четкий и значимый набор ценностей и атрибутов».
По аналогии с данным определением, личный бренд есть набор профессиональных и персональных качеств специалиста, которые заметны тем, кто принимает решение о найме или сотрудничестве. Наиболее близкий, но чуть менее масштабный аналог личного бренда — профессиональная репутация.
Сильный личный бренд помогает в построении карьеры, развитии бизнеса, лоббировании тех или иных профессиональных интересов за счет того, что о специалисте, его компетенциях, кейсах и подходе к работе знает целевая аудитория.
С чего же стоит начать построение личного бренда?
Продумать позиционирование - основные характеристики бренда
Профессиональные компетенции
Прежде всего, необходимо определить свои сильные стороны, так называемые hard skills, то есть навыки и умения в профессиональной плоскости. Стоит подумать чуть шире непосредственно требований профессии, постараться найти то, что выгодно отличает вас от конкурентов.
Например, вы строите карьеру в сфере финансов, но также хорошо пишете тексты или умеете интересно и нескучно говорить о цифрах — это тоже стоит добавить в «список». Чем уникальнее и нестандартнее ваш набор навыков, тем интереснее и заметнее ваш бренд для окружающих.
Личные качества
Бренд всегда стремится к объему и масштабу. Недостаточно показывать только профессиональный опыт, у аудитории должно сложиться представление о том, какой вы человек. Поэтому определите ключевые качества, характеризующие вас как личность, например чувство юмора, доброта или, напротив, саркастичность, строгость. Отдельно сформулируйте ваши ключевые ценности — уважение, взаимопомощь, доверие. Выделите сферы интересов (хобби), они тоже могут многое рассказать о вашем бренде, а также стать дополнительным источником контента.
Большая ошибка — стремиться строить бренд «идеальный я». Вопреки ожиданиям, это скорее оттолкнет от вас аудиторию, чем вызовет симпатию. Слабости и недостатки делают нас похожим на других людей, а с чувства «он такой же, как я» может начаться личный контакт.
Выбрать каналы общения с аудиторией
Социальные сети
Определитесь, в какой социальной сети вам комфортнее присутствовать — нравится писать длинные тексты или делать фотографии, а может быть, записывать видео? Ведение аккаунтов сразу на нескольких платформах требует больших временных и финансовых ресурсов, поэтому лучше сразу сконцентрировать свои усилия на той площадке, что вам ближе.
СМИ
Кроме социальных сетей, стратегия продвижения личного бренда обязательно должна включать работу со СМИ (онлайн-издания, радио или ТВ-программы). Выбирайте те каналы, в которых вам комфортнее: если вы боитесь говорить перед камерой, то начните с того, чтобы подготовить несколько печатных текстов.
Работать со СМИ начинающему эксперту непросто, это отдельное ремесло, на освоение которого необходимо время, поэтому можно обратиться к PR-консультанту или агентству, они подготовят персональную стратегию и помогут в ее реализации.
Публичные выступления
Если на сцене вы чувствуете себя как рыба в воде, то публичные выступления — для вас. Можно начать с вебинаров для онлайн-школ и лекций в университетах, а, получив опыт, продолжить выступать на крупных форумах и конференциях. Спикерство помогает не только заявить о себе и поделиться накопленным опытом, но и значительно расширить цепочку профессиональных связей, так как одна из важнейших функций публичных мероприятий — нетворкинг.
Профессиональные сообщества
Еще один канал коммуникации с аудиторией — профессиональные сообщества. Вступайте в те, которые уже активны на рынке, или создайте свое, если у вас есть интересные идеи по его развитию. В подобных комьюнити также можно писать авторские материалы, давать интервью, рассказывать о своих кейсах, выступать на встречах сообщества.
Определить, о чем вы будете говорить
Какие профессиональные темы вам интересно обсудить? Каким накопленным опытом вы хотели бы поделиться? Есть ли в вашем портфолио яркие и заметные для рынка проекты?
Опять-таки постарайтесь посмотреть на этот условный список чуть шире, выберите не одну, а несколько тем. Подумайте о возможной социальной «миссии», которую вы могли бы поддерживать, — может быть, вам интересно говорить об ESG в вашей сфере или о женском лидерстве или других, не менее значимых вопросах.
Выбирайте те направления, которые действительно вызывают у вас интерес, так как эти темы станут для вас источником контента, о них вы будете писать и говорить. Обязательно опирайтесь при выборе на свой опыт — не стоит быть голословным, делитесь тем, что уже работает для вас.
Выстраивание личного бренда должно стать одной из рабочих задач, это непрерывный и регулярный процесс. Выступить где-то один раз или написать одну колонку за год - значит, не приложить достаточных усилий. Необходимо постоянно развивать и поддерживать свой бренд, добавлять к нему новые штрихи и находить новые зоны для его развития.