Правительство Казахстана работает рядом с минами замедленного действия. Трагические январские события были одной из таких мин, причем очень неожиданной для властей. Реакция была не лучшей. Авария на ТЭЦ в Экибастузе тоже может стать катализатором взрыва недовольства казахстанцев, в принципе, как и другие события, например рост цен на жилье и продукты и не поспевающий за высокой инфляцией доход населения. Главным фактором в усиливающимся недовольстве жителей страны является недостаток структурных политических и экономических реформ. Слово структурные здесь ключевое. Тактические изменения без стратегических перемен не дадут результат ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективах.
Хорошие времена были, когда экономика страны росла в 2000-е, что в большей степени было обусловлено ростом цен на нефть, нежели эффективной экономической политикой. Свою несостоятельность наша экономика показала в 2014 году, когда на Россию наложили санкции. С тех пор (некоторые скажут, что с 2012 года) идет упадок как экономики в целом, так и благосостояния населения в частности. Чем меньше становится покупательная способность населения, и чем больше они ощущают растущий уровень коррупции, тем тоньше становится опора под ногами властей. Средний класс в Казахстане, если он и был, стремительно растворяется. Неформальный социальный контракт между государством и народом – мы вам растущий уровень жизни, а вы в обмен не возмущаетесь политическими ограничениями, наложенными на вас – перестал функционировать.
Главный виновник ухудшающейся экономической ситуации, и как следствие, растущего недовольства населения – авторитарная политическая система, которая начала проявляться в Казахстане с середины 1990-х годов. Сам авторитаризм можно определить как политическую систему, в которой небольшая группа людей узурпировала власть, получив доступ к распределению ресурсов в стране. Соответственно, для удержания власти, автократ вместе со своими сподвижниками, ограничивает свободы в стране, устраняя политическую конкуренцию и минимизируя угрозы своему правлению. За редким исключением, авторитарные режимы, по своей структуре, не способствуют продолжительному экономическому росту. Коррупция, необходимая для «покупки» лоялистов, также является частым атрибутом недемократических систем.
За тридцать один год независимости Казахстана мины замедленного действия были заложены во многих сферах. По окончанию двухтысячных стало ясно, что экономика страны, мягко говоря, слабая, зависящая от экспорта энергоресурсов и геополитических условий в регионе. Поэтому, возвращаясь к вышеуказанному тезису, без структурных политических и экономических реформ не будет значительных изменений в качестве жизни населения. Парламентские выборы, назначенные на 2023 год, тоже вряд ли изменят затруднительное положение многих жителей страны.