С 2021 года Казахстан вступил в Многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (MLI). Казахстанские налоговые органы постепенно приступают к ее применению. Поэтому очень важно понимать риски, вытекающие из документа.
Напомню, что основная цель MLI – это исключение недобросовестного применения льгот, установленных двусторонними конвенциями об устранении двойного налогообложения. Это достигается за счет: обязательного теста на основную цель (principal purposes test, PPT), опционального упрощенного положения об ограничении льгот (simplified limitation on benefits provision, SLOB), а также других мер.
PPT обязателен для всех стран, присоединившихся к MLI, и означает, что льготы двусторонних конвенций не будут применяться, если есть основания полагать, что получение таких льгот было одной из основных целей какого-либо соглашения или сделки. К примеру, если гражданин Казахстана осенью 2022 года зарегистрировал компанию в Нидерландах для управления казахстанским ТОО, то будут основания полагать, что это сделано с тем, чтобы снизить ставку подоходного налога с 10 до 5%. Налоговики могут легко заметить, что компанию зарегистрировали после принятия поправок по вопросам налогообложения дивидендов.
Куда больше рисков несут положения SLOB, которые, в отличие от вышеуказанного теста, применяются не ко всем странам, а лишь к тем, которые при присоединении к MLI изъявили взаимное желание применять их друг к другу. В отношении Казахстана таковых немного: Пакистан, Индия, Словакия, Армения и Россия. Наибольший интерес сейчас представляет применение SLOB с Россией. По всей видимости, в ближайшие годы мы будем много с ней здесь взаимодействовать.
Всё о цифровом тенге в Казахстане: разбираемся, как это будет
Цифровой тенге может поступить в обращение к осени 2023 года. Казахстанцам ... →
Согласно положениям SLOB, на применение льгот двусторонних конвенций имеют право только так называемые квалифицированные лица. К ним среди прочего относятся государственные органы, публичные организации, а также физические лица, которые признаются резидентами в той или иной стране. Хочу сделать акцент на последнем. Для применения льгот необходимо убедиться, что конечными собственниками российских предприятий являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ. Большая сложность заключается в том, что ни один российский госорган не выдает своим гражданам справку о налоговом резидентстве. Поэтому для определения резидентства гражданина РФ необходимо исходить из общих правил о том, что человек должен находиться в своей стране в течение 183 дней последние 12 месяцев. А такую информацию можно подтвердить только паспортом. Соответственно, для применения льготы как минимум нужно запрашивать нотариально заверенные копии паспортов.
Следует отметить, это очень кропотливая работа, и вполне возможно, что легче в данном случае просто отказаться от применения конвенции. К тому же в силу последних миграционных процессов многие россияне формально, вероятно, не смогут подтвердить налоговое резидентство в своей стране.
Приведу примеры. Так, если российская компания оказала казахстанской консультационные услуги, а ее учредитель не признается резидентом РФ, то наша компания не сможет выплачивать доходы российской без удержания КПН по ставке 20%. Или же если российская компания предоставляла казахстанской программное обеспечение, то при невыполнении SLOB доходы первой должны облагаться по ставке 15% вместо 10%. То же самое с дивидендами и процентами.