Планирование — одна из основ успешного ведения бизнеса. В этой статье не просто поделюсь рассуждениями, а дам пошаговую инструкцию, как правильно выбрать цель и реализовать её.
Самый унылый способ планировать — брать показатель прошлого года и стремиться в будущем увеличить его на 20-30% (или даже в два-три раза). Он неплох на оперативном, тактическом уровне для ежедневного использования. Но это не то, что глобально выведет компанию на новый уровень. Выдающиеся результаты можно получить только через качественные изменения в том, как мы делаем бизнес, а не просто через количественные.
Вы можете пытаться увеличить конверсию, делая продавцов более компетентными, но этот рост рано или поздно прекратится. А вот если найдёте новый способ привлечения клиентов, новый тип клиентов, освоите новый рынок — это может дать взрывообразный рост.
Шаг № 1: найдите узкое место в деятельности компании
Проанализируйте вашу деятельность и найдите то, что не позволяет вам вырасти в 10 раз прямо сейчас. Посмотрите на все части бизнес-процесса: вы обнаружите область деятельности, которая сдерживает рост. Например, не хватает обученного персонала, хотя потенциально у вас есть много клиентов, рынок позволяет наращивать производственные мощности. Многие бизнесы сегодня сталкиваются с нехваткой экспертов, потому что постоянно растут требования, появляются новые вызовы.
Или у вас не хватает производственных мощностей, оборудования. Если компания торговая — часто не хватает оборотных средств, а потенциально вы могли бы продавать больше. Задача на первом шаге — идентифицировать «бутылочное горлышко», узкое место в бизнес-процессах.
Шаг № 2: придумайте решение
Нужно придумать, как справиться с узким местом, сформулировать общую идею. Я называю это замыслом стратегического плана. Иногда он банален и очевиден: не хватает оборудования — приобрести его. Если не хватает оборотных средств, можно договориться с поставщиками, привлечь финансовые организации, получить кредит под имеющиеся оборотные средства и так далее.
Мой опыт. Когда-то рост моего бизнеса сдерживался тем, что не хватало классных и компетентных консультантов. К нам приходили классные эксперты, бывало, даже с корочкой МВА, но нам приходилось месяцами их обучать. И нельзя было взять готовых консультантов на рынке, так как они не владели нашей технологией. Мы долгое время мучились с этим, выделяли много ресурсов на обучение, чтобы справиться с этим бутылочным горлышком. И на втором шаге придумали стратегическое решение — открыли школу для всех желающих стать консультантами по управлению. Эта идея сработала, мы получили большой поток консультантов, вырос объём предоставления услуг.
Что может помочь в проработке стратегического решения:
- наблюдение за конкурентами;
- мозгоштурмы с командой;
- нетворкинг с предпринимателями (необязательно из вашей ниши).
Шаг № 3: сделать расчёт
Посчитайте, во сколько вам обойдётся реализация идеи. Конечно, это будут приблизительные цифры. Учтите, какие нужно потратить ресурсы и какую отдачу на инвестиции вы получите в виде роста дохода, прибыли или стоимости бизнеса. Если необходимые ресурсы сходятся с отдачей, то идея стоит того, чтобы её реализовать.
Шаг № 4: напишите полноценный план
Обратите внимание, это не мозгоштурм и не предварительные данные: всё нужно было учесть на предыдущих шагах. Теперь ваша задача — сделать полноценный план, конкретный список задач. Должен быть указан ожидаемый результат от каждой задачи, кто из сотрудников отвечает за конкретный процесс, сроки выполнения.
Шаг № 5: контроль выполнения плана
Многие думают, что на шаге №4 планирование заканчивается. Но после него всё только начинается — владельцу нужно лично контролировать выполнение плана. И если вы, как человек, который стоит у руля, не будете этого делать, всё остановится. На это есть естественные причины: ваши люди и так загружены, у них есть рутинные задачи, идёт перегруз. Сталкиваясь с этим, сотрудники предпочитают делать то, что для них привычно.
Поэтому план всё время нужно проталкивать, добиваться, чтобы он реализовывался шаг за шагом. Иногда не хватает времени, денег, а бывает, что сам план содержит неоптимальности. Тогда нужно вернуться на предыдущий шаг, пересмотреть его и доработать. Нормально, если на этапе реализации идея оказывается нежизнеспособной — тогда возвращайтесь ко второму шагу, начинайте заново.
Шаг № 6: повторно проанализируйте деятельность компании
Вы успешно реализовали стратегический замысел. И как только вы это сделали, нужно проанализировать, что стало бутылочным горлышком сейчас. Решили проблему с оборудованием или персоналом — скорее всего, нужно больше клиентов, проблема теперь будет в маркетинге. И вы снова выполняете с первого по пятый шаги - в этом и заключается работа стратега, управляющего развитием компании.
Эти шаги помогут вам определить главную цель в бизнесе.
-
Найти узкое место в деятельности.
-
Придумать решение (стратегический замысел).
-
Посчитать.
-
Написать подробный план реализации.
-
Контролировать выполнение плана (при необходимости вернуться на шаг 4 или шаг 2).
-
Найти новое узкое место.