Сотрудничество или кризис

Автор: Найре Вудс
декан Школы управления им. Блаватника в Оксфордском университете

Мировым лидерам, приехавшим в октябре в Марракеш на годовые собрания Международного валютного фонда и Всемирного банка, предстояло принять трудные решения

Начать с того, что целый ряд развивающихся стран, включая Египет, Эфиопию, Гану, Кению, Пакистан, Шри-Ланку, Тунис, Украину и Замбию, покачиваются на грани дефолта или уже его объявили. А как показано в новом докладе ООН о «глобальном участии» в борьбе с изменением климата, мы очень далеки от достижения поставленной цели: не допустить глобального потепления выше 1,5º по Цельсию.

Хотя уверенный рост экономики позволил бы обеспечить необходимые ресурсы для решения этих проблем, МВФ прогнозирует глобальное замедление и длительную борьбу с инфляцией. Без международного сотрудничества страны мира могут оказаться в ловушке медленных, беспорядочных и крайне затратных усилий, направленных на решение проблем с долгами, борьбу с изменением климата и стимулирование экономического роста.

Уже не в первый раз мир сталкивается с подобным кризисом. Как отмечает историк экономики Мартин Донтон в своей готовящейся к изданию книге «Экономическое управлением миром в 1933-2023 годах», в 1933 году представители 66 стран собрались на экономическую конференцию в Лондоне для решение проблем, пугающе похожих на те, с которыми мы столкнулись сегодня: долги, протекционизм, финансовая нестабильность, поляризация. Тогда мировая экономика находилась в свободном падении, цены на сырьё обвалились, а спрос на промышленные товары испарился. По мере роста безработицы усиливались противоречия между внутриполитическими задачами и опасениями по поводу мировой экономики.

С самого начала Лондонская конференция выглядела обречённой на провал, поскольку политический и экономический хаос привёл к власти лидеров-экстремистов. В Италии экономический спад после Первой мировой войны помог приходу к власти Бенито Муссолини. В Германии Адольф Гитлер был только что назначен канцлером. Иосиф Сталин держал СССР в ежовых рукавицах, а Китай охватила гражданская война на фоне вторжения имперской Японии, начавшегося двумя годами ранее.

Внутри США и Великобритании наблюдались глубокие разногласия по поводу того, каким должен быть ответ на этот кризис. Поскольку в отношениях между США, Великобританией и Францией нарастала напряжённость из-за долгов военного времени, один американский журналист назвал эту конференцией «заговором с целью списать долги перед Америкой».

Лондонская конференция колебалась между призывами к международному сотрудничеству и осуждением этих призывов теми, кто, как выразился госсекретарь США Корделл Халл, «бесполезно и глупо пытается жить жизнью отшельника». Потратив больше месяца на острые дискуссии, участники разъехались, так и не приняв никакой резолюции. Донтон объясняет такой результат разногласиями между политиками, руководством центральных банков и «пёстрым» набором присутствовавших на конференции экспертов из-за базовых вопросов: какие проблемы стоят перед мировой экономикой, и как их решить.

В наши дни в городе Марракеш представители 190 стран (каждую из них раздирают собственные внутренние противоречия) будут пытаться найти баланс между международным сотрудничеством и внутренней политикой. Книга Донтона предлагает им задуматься над целым рядом событий истории, служащих предостережением.

Первая часть книги Донтона посвящена реакции властей на Великую депрессию, и в ней трудно найти что-либо обнадёживающее. Однако вторая часть, в которой описывается эпоха Бреттон-Вудса, содержит больше успешных примеров эффективного международного сотрудничества. Создание многосторонних организаций, подобных МВФ и Всемирному банку, способствовало лучшему пониманию глобальных экономических проблем и их потенциальных решений, потому что эксперты получили возможность агрегировать и анализировать данные от всех стран-членов этих организаций.

В отличие от многих других работ на эту тему, в книге Донтона много внимания уделяется тем, кто оказался оттеснён на периферию в новом порядке. Он подробно рассказывает о политике в Гане, Индии и странах развивающегося мира в период Холодной войны. В 1960-е годы, когда проходил раунд Кеннеди в переговорах о Генеральном соглашении о тарифах и торговле (сокращённо ГАТТ, преемником этого соглашения стала Всемирная торговая организация), были снижены пошлины на промышленные товары. Поскольку опасения и интересы развивающихся стран были отодвинуты на второй план, их выбор пал на альтернативные международные площадки, такие как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и инициатива «Новый международный экономический порядок» (НМЭП).

В третьей части книги Донтона описывается расцвет «гиперглобального» и «неолиберального» Вашингтонского консенсуса. МВФ и Всемирный банк превратились в агентов глобализации, появилась Всемирная торговая организация, а рентный капитализм распространился по всем странам, глубоко проникнув внутрь Евросоюза.

Последняя часть книги Донтона начинается с финансового кризиса 2008 года и исследует угрозы для современного мирового порядка. Далее Донтон предлагает несколько потенциальных способов перехода к «более справедливому, более инклюзивному капитализму», включая ужесточение контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, прогрессивное налогообложение, инициативы по созданию рабочих мест, борьбу с неравенством, дефинансиализацию, проведение «Нового зелёного курса».

Сквозь всю книгу красной нитью проходит тема споров по поводу международного сотрудничества. Почти сразу мы узнаём, что в 1930-е годы «мозговой центр» президента США Франклина Рузвельта представил ему массу противоречивых взглядов на внешнеэкономическую политику. Лишь когда ФДР выбрал сторону интернационалистов, меры протекционизма и валютная нестабильность времён Великой депрессии пошли на спад.

В первой половине XX века Британия рассматривала три конкурирующих глобальных экономических концепции. В первой акцент делался на полной занятости, а для этого требовалось проведение контрцикличной политики, международные резервы для поддержания стабильного спроса и цен, общественные работы, финансируемые Международным банком реконструкции и развития (кредитным подразделением Всемирного банка) для смягчения колебаний на рынке труда.

Вторая концепция делала акцент на зоне фунта стерлинга: мир оказывался разделён между долларом США и британским фунтом, при этом Британия сохраняла имперские привилегии и смотрела на Африку как на растущий рынок. В основе третьей концепции лежали англо-американские отношения: интересы Британии оказывались связаны не с её собственной империей и не с Европой, а с сотрудничеством с Америкой в рамках долларовой экономики. Эти дискуссии весьма созвучны современной британской политике, в которой официально обсуждается вопрос, с кем надо укреплять отношения – с Европой, Содружеством (в рамках Индо-Тихоокеанской стратегии) или США.

Каждая из изученных Донтоном эпох открывает перед читателями пёструю картину конкурирующих идей, что лишь подчёркивает сложности при выработке многосторонних соглашений между десятками стран, в каждой из которых ведутся свои внутренние споры. Как отмечает Донтон, мы вновь оказались в эпохе неопределённости, когда идут дебаты о структуре глобальной политической экономии.

В течение последних 30 лет международное сотрудничество часто путали с глобализацией, рыночной либерализацией, дерегулированием, приватизацией и потоками капитала. Однако сегодня для внутренних и международных дискуссий характерны другие вопросы, в том числе качество рабочих мест, социальное благополучие, изменение климата, геостратегические последствия работы глобальных производственных цепочек, технологическая конкуренция по соображениям национальной безопасности, нормализация политики санкций и экономических войн.

Хотя эти приоритеты не соответствуют описанному Донтоном сотрудничеству, которое способствует усилению глобализации, те соглашения и институты, которые были созданы в течение последнего столетия, дают нам возможность перейти к новым, иным формам сотрудничества. Политики и представители международных организаций, приехавшие на годовые собрания в Марракеш, хорошо знакомы с внутренними и международными проблемами, что позволяет им искать коллективные решения и обращать необходимое внимание на опасения стран-членов во время переговоров.

Такой процесс может показаться неэффективным и трудоёмким, но он незаменимым в мире, в котором ценится государственный суверенитет и развивается международное сотрудничество. В книге Донтона подчёркиваются многочисленные препятствия в этой работе, но в ней также показано множество способов возможного появления нормально функционирующего международного порядка.

Подробнее о книге: Мартин Донтон. «Экономическое управление миром в 1933-2023 годах». В США книгу издаёт Farrar, Straus and Giroux, а в Великобритании Allen Lane. 2023 год.

© Project Syndicate 1995-2023 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
23398 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
2 мая родились
Ермек Кошербаев
чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в Российской Федерации
Актоты Раимкулова
директор ГКО «Казахконцерт», экс-министр культуры и спорта
Forbes Video

Как казахи хотели Чингисхана «украсть»

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить