Плачь по Аргентине Милея

Автор: Паола Субакки
профессор международной экономики в Институте глобальной политики при Лондонском университете королевы Марии

Чем грозит отказ от национальной валюты и переход к доллару

Избранный президент Аргентины Хавьер Милей, экономист-либертарианец и самопровозглашенный «анархо-капиталист», пообещал омолодить больную внутреннюю экономику своей страны и усмирить безудержную инфляцию. Это непростая задача, учитывая удручающие экономические показатели Аргентины за последние несколько десятилетий и ее историю как серийного дефолтера – последним эпизодом стала реструктуризация суверенного долга в 2020 году в размере $65 миллиардов.

С учетом ожидаемого в 2023 году сокращения ВВП на 2,5% и инфляции выше 140%, экономические перспективы Аргентины выглядят достаточно мрачными. Курс песо упал до рекордно низкого уровня по отношению к доллару США, в результате чего разрыв между официальным обменным курсом и курсом черного рынка превысил 150%, а страна в десятый раз находится под угрозой дефолта по своему долгу. Как и в прошлом, для устранения макроэкономического дисбаланса в Аргентине потребуется сократить государственные расходы без усугубления экономического кризиса.

С этой целью Милей предложил провести долларизацию аргентинской экономики и установить доллар в качестве единственного законного платежного средства страны. Такой подход не является абсолютно беспрецедентным. Предыдущие попытки ввести макроэкономическую дисциплину включали систему валютного совета, которая почти десятилетие привязывала песо к доллару в соотношении один к одному, прежде чем рухнуть в начале 2000-х годов на фоне очередного долгового кризиса. План Милея предусматривает полный отказ от песо, исходя из убеждения, что закрытие «печатного станка» центрального банка позволит эффективно сдерживать государственные расходы.

Но это принятие желаемого за действительное. Государственные расходы определяются не только «легкими деньгами», но и многими другими факторами, и долларизация, скорее всего, еще больше усложнит финансирование Аргентиной своего дефицита. Более того, не будет никаких возможностей для корректировки обменного курса – например, для повышения конкурентоспособности – потому что контроль над денежно-кредитной политикой будет передан Федеральной резервной системе США. Как показал опыт Аргентины с валютным советом, подчинение внутренней экономики внешней дисциплине происходит за счет гибкости, что особенно затрудняло способность аргентинских директивных органов реагировать на внешние потрясения в 2001 году.

Вопреки очевидному мнению Милея, долларизация представляет собой проблему для достижения макроэкономической стабильности. Мудрые политики должны скорее противостоять этому, чем поощрять.

В качестве примера можно привести опыт бывших советских республик, таких как Армения и Грузия. После обретения независимости в 1991 году обе страны установили свои собственные валюты. Однако долларизация получила широкое распространение благодаря политике, направленной на управление переходом к рыночной экономике, сдерживание гиперинфляции и решение проблемы резкого обесценивания валюты. В условиях повышенной макроэкономической неопределенности домохозяйства стали держать доллары в качестве надежного хранилища ценностей. Приток денежных переводов также способствовал росту долларовых банковских вкладов (в некоторой степени это происходит и сейчас).

Проблема в том, что долларизированные банковские системы уязвимы к дестабилизирующим колебаниям обменного курса, внезапным изменениям в потоках капитала и внешним потрясениям в целом. Приток капитала, например, может привести к усугублению валютных диспропорций, в результате чего валюты стран-реципиентов могут обесцениться. Смягчение этого риска часто требует введения дополнительных ограничений на денежно-кредитную политику.

Однако макроэкономическая стабильность – это не единственная проблема, стоящая на кону. Национальные валюты олицетворяют денежную независимость и играют важную роль в формировании культурной идентичности. Центральный банк Армении выразил эти настроения на международной конференции, которая прошла в сентябре под названием «Мы — драм», приуроченной к 30-летию национальной валюты. По словам организаторов: «Драм – это больше, чем валюта. Он говорит о том, кто мы есть, и обо всем, что мы преодолели как нация».

Монетарный суверенитет является важнейшей чертой современных государств и экономик. Он подразумевает не только право государства выпускать валюту на своей территории, но и полномочия по управлению денежной массой и установлению процентных ставок, надзору и установлению режимов валютных курсов, а также введению контроля над валютой и капиталом, который влияет на резервы центрального банка. Валюта, которую выпускает государство, признается законным платежным средством, а значит, она должна приниматься для покупки товаров и услуг, а также для погашения долга. Центральные банки обеспечивают движение национальной валюты через банковскую систему и выступают в роли кредитора последней инстанции для коммерческих банков.

На этом фоне план Милея по долларизации Аргентины, похоже, путает монетарный суверенитет с контролем над механизмами выставления счетов, расчетов по транзакциям и накоплением сбережений. Более того, он соответствует либертарианскому убеждению, что роль и размер государства должны быть резко и необратимо сокращены.

Такой подход, по меньшей мере, сомнителен. Монетарный суверенитет является жизненно важным общественным благом, которое требует поддержки авторитетных институтов для укрепления экономической стабильности и демократического управления. Долларизация и добровольный отказ от монетарной независимости являются признаками экономической и политической нестабильности. Это не сулит ничего хорошего ни для будущего экономики Аргентины, ни для ее демократии.

© Project Syndicate 1995-2023 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
28401 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
1 мая родились
Жетписбай Едигенов
генеральный директор АО «Алматинский завод тяжелого машиностроения»
Forbes Video

Владелец Line Brew: первое за 10 лет интервью

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить