Не секрет, что инвестиционное законодательство в нашей стране активно развивается, приводится в соответствие со сложившейся международной правовой практикой регулирования инвестиционных отношений. Однако, как и везде в мире, существуют проблемы, связанные с нарушением контрактных обязательств.
На понятийном уровне
Большинство крупных споров между отечественными бизнесменами и их иностранными партнерами рассматриваются за рубежом. Естественно, в судебных процессах участвуют адвокаты, практикующие право той страны, где идет арбитраж. Один из них - лондонский барристер Руперт Д’Круз, секретарь Британско-Казахской юридической ассоциации. Руперт рекомендован Legal 500 в качестве ведущего барристера по коммерческим делам. Недавними спорами, в которых он участвовал, являются: Yugraneft Abramovich, Millhouse Capital (UK) Ltd vs Berezovsky; Спор о мошенничестве в области банковских операций, касающийся ряда сторон, находящихся в Казахстане; Спор о мошенничестве в области купли-продажи нефти между украинскими сторонами и другие.
Несомненно, его конкурентным преимуществом является отличное знание русского языка. Он начал изучать русский еще в школе. В 1990-х годах после окончания университета он принимал участие в организации юридических тренингов на территории бывшего СССР, приобрел бизнес контакты со многими юристами. Руперт ранние годы своей жизни провел в Малайзии, где его отец, будучи барристером, представлял интересы британских компаний. Это дало возможность будущему юристу получить навыки общения в мультикультурной среде. На мой вопрос, какое основное различие между казахстанскими бизнесменами и их британскими коллегами, Д`Круз ответил, что первые «неформально» относятся к тому, чтобы условия сделки были надлежащим образом зафиксированы в контракте. Наши предприниматели предпочитают договариваться на «понятийном уровне». Англичане тоже могут обсуждать условия сделки во время неформальных встреч - например, играя в гольф. Однако на следующий же день юристы обеих сторон начинают работать по обсуждению условий контракта. Британский бизнесмен редко поставит свою подпись под каким-либо документом, не посоветовавшись с юристом. Кстати, со слов Руперта Д`Круза, в Лондонском арбитраже по количеству рассматриваемых дел Казахстан является третьей страной - после США и Швейцарии.
Заграница поможет судиться
Ситуацию с отношением отечественных предпринимателей к контрактам подтверждает Бахыт Тукулов, эксперт юридической фирмы Grata. Он советует при заключении договора с иностранным партнером обратить особое внимание на применимое право и место разрешения споров. Выбор применимого права имеет ключевое значение, так как действительность прав и обязанностей сторон будет определяться им, говорит эксперт. На практике встречаются случаи, когда договоренности, достигнутые сторонами, признавались недействительными в соответствии с применимым правом. Обращение в иностранные суды является оправданным. К примеру, 60 % дел, рассматриваемых в судах Великобритании, являются споры между компаниями, не имеющими прямого отношения к этой стране. Это показывает степень доверия к британским судам. Также при выборе места рассмотрения спора следует уделить внимание тому, кто будет его разрешать: арбитр (частное лицо), или организация, или же суд иностранного государства. Разрешение спора, по мнению Бахыта Тукулова, имеет много преимуществ по сравнению с государственными судами. Например, решение арбитражей исполняются в 140 странах мира, тогда как решения государственных судов РК за рубежом - только в нескольких странах, которые можно пересчитать по пальцам.
Баланс интересов сохраняется
Состояние инвестиционного законодательства Казахстана, его преимущества и недостатки прокомментировала эксперт юридической фирмы Colibri Сания Перзадаева. За последние 20 лет инвестиционная правоприменительная практика прошла три стадии. Первая – это середина 90-х годов, когда иностранные инвесторы имели режим наибольшего благоприятствования в нашей стране. Вторая началась на заре 2000-х, когда права местных и иностранных инвестиций были уравнены. И третья – последние несколько лет, когда произошло ужесточение государственного регулирования. В целом, с юридической точки зрения, баланс интересов инвесторов и государства более или менее сохраняется. Следует добавить, что Казахстан взимает, по сравнению с другими странами, относительно невысокие налоги. Однако бюрократия и коррупция нивелируют эти преимущества. Эти два фактора делают затруднительным ведение бизнеса в Казахстане. Сания уверена в том, что эти недостатки будут преодолены и Казахстан станет более привлекательным для иностранных инвесторов. Инвестиционной привлекательности будет способствовать также создание профессиональной и независимой судебной системы, из которой будут выходить ясные и предсказуемые судебные решения. Уже есть и положительные шаги по решению проблем инвесторов – это создание института инвестиционного омбудсмена, деятельность которого будет способствовать скорейшему разрешению текущих вопросов инвесторов и улучшению инвестиционного климата в Казахстане.