Индустрия видеоигр давно стала частью жизни огромного количества казахстанцев. По данным Федерации киберспорта Казахстана не менее 3,5 млн человек или 17,5% населения страны предпочитают регулярно проводить своё время за игрой у компьютера, смартфона или приставки.
Видеоигры – большая составляющая часть современной поп-культуры, как кино или интернет. В Казахстане гейминг зарождался с клонов Nintendo в видеосалонах в начале девяностых, потом видеоигры поселились в офисных компьютерах в лице «Сапёра» и «Косынки». Сегодня в карманах и сумочках мы носим смартфоны, в которых также есть доступ к приложениям мобильных игр.
Попали под раздачу
Sony PlayStation – самая популярная портативная игровая система, или просто «приставка», в мире, и в Казахстане тоже. Сегодня на полках сетевых магазинов и у неофициальных дилеров можно свободно приобрести генерацию пятого поколения – PlayStation 5. Точных данных об объёмах продаж на местном рынке нет. Можно допустить, что на руках у пользователей находится как минимум несколько десятков тысяч устройств, с учётом предыдущего поколения – PlayStation 4 – можно говорить уже об одной-двух сотнях в тысячах. Учитывая коэффициент семейственности, мы имеем около полумиллиона граждан прямо или косвенно соприкасающихся с миром PlayStation.
PlayStation помимо традиционных дисков позволяет покупать цифровые копии видеоигр в своём онлайн-магазине через инфраструктуру PlayStation Network (PSN). Кроме того, можно оформить подписку, которая открывает доступ к ограниченной библиотеке игр, а также дают возможность играть по сети. По сути, это такая своеобразная стриминговая платформа, но для видеоигр, принцип тот же.
В PSN есть региональное разделение, цены разнятся в зависимости от экономического благополучия каждой страны, плюс можно платить картами местных банков в национальных валютах. У Казахстана никогда не было своего собственного региона, поэтому подавляющее большинство пользователей в качестве региона прописки выбирали Россию. Было неудобно, приходилось открывали либо российские платёжные карты и как-то пополнять, либо пользоваться сервисами-посредниками.
9 марта 2022 года, спустя две недели после начала войны в Украине, Sony объявила о приостановке продаж в PSN для России. Вместе с россиянами на обочине остались геймеры из Казахстана, а также всех стран центральной Азии.
Цифровое сопротивление
На помощь казахстанским геймерам пришёл Багдат Мусин, министр цифрового развития и аэрокосмической промышленности РК, который пообещал содействия в решении вопроса - открытии для Казахстана своего регион в PSN. Не случилось, сначала – больше года министерству никак не могло связаться с корпорацией Sony. В ноябре 2023 года на заседании сената вице-министр МЦРиАП Асхат Оразбек сообщил депутатам, что компания опасается санкционных рисков, поскольку россияне могут открывать счета и карты в казахстанских банках. По этой причине компания не хочет открывать доступ в PSN для Казахстана.
Причина отказа выглядит более чем надуманной поскольку геймеры из Казахстана, России и других стран Центрально-Азиатского региона начали массово заводить учётные записи в Турции и Польше. Однако открыть карту турецкого банка не так просто, поэтому у нас пышно расцвел бизнес посредников, которые за определённую комиссию готов пополнить счёт аккаунта.
Казахстанские геймеры, которых не устроило положение дел, в декабре 2023 года совершили массовый набег на страницу PlayStation в Instagram, где оставили более 40 тыс. комментариев и 160 тыс. лайков под постом, попавшим под удар. Но дальше технической поддержки возмущения участников не ушли.
После такого выстрела в пустоту, один мой друг, проживающий в британском оффшоре на острове Гернси, предложил воспользоваться цивилизованным способом выражения общественного мнения – составить онлайн-петицию на имя руководства Sony и собрать подписи неравнодушных, что я и сделал.
Это важно далеко не только для геймеров
На сегодняшний день PSN представлена в 70 странах. Наша аргументация для корпорации сводится прежде всего к экономическому аспекту. Казахстан занимает 52 место в мире по объёму ВВП – больше многих стран, где PSN официально работает. ВВП на душу населения Казахстана достиг $13 тыс. – больше ряда стран, где присутствует PSN.
В прошлом году компания Valve, владеющая платформой по продаже видеоигр Steam, заплатила в Казахстане НДС на 4,3 млрд тенге, а это значит, что казахстанцы купили игр на 40 млрд тенге только на этой площадке. Есть и другие компании, реализующие в Казахстане видеоигры в режиме онлайн. Окончательных данных КГД по налогам пока нет, но по самым скромным подсчётам, рынок видеоигр в Казахстане составляет не менее $100 млн. Эта сумма может быть сильно больше, если учитывать, что Google и Apple в своих магазинах приложений продают в том числе игры. Вот какой рынок упускает Sony, а на обладателях PlayStation сейчас хорошо зарабатывают посредники.
Я сам не могу назвать себя заядлым геймером, потому что играю нечасто - не более пары раз в месяц. Мной движут другие цели, они носят скорее социальный характер. Присутствие таких компаний, как Sony важно для каждого казахстанца и вот почему.
Налогооблагаемая база. Сейчас казахстанские геймеры покупают видеоигры с турецких аккаунтов, и наш «налог на Google» оседает в бюджете Анкары. Речь как минимум о нескольких миллиардах тенге в год налогов.
Инвестклимат. Наличие транснациональных корпораций является признакам здорового инвестиционного климата в стране, это некий индикатор для компаний поменьше. Может быть, у нас начали появляться свои инди-студии по разработке видеоигр.
Язык. Sony является одним из крупнейших производителей контента в мире: кино, музыка, видеоигры. Так вот компания могла бы не только локализовать интерфейс, но и добавить субтитры на казахском языке к видеоиграм собственной разработки. Это безусловно поможет, развитию государственного языка особенно в молодёжной среде. А там может и к полноценной озвучке придём. С видеоиграми бороться бесполезно, так пусть служат не только развлечением, но и помогают образованию.
Петиция была запущена 16 января, но активный сбор подписей начался только 6 февраля. Менее, чем за неделю нам удалось собрать свыше 3 тыс. подписей, маловато при таргете в 50 тыс., но впереди ещё восемь недель.
Кстати, подписать петицию можно по ссылке, для этого нужен действующий e-mail.