Вишенка на торте

Автор: Рафаэль Жансултанов
стипендиат британской программы Chevening и американской программы Эдмунда С. Маски

О казахстанской нефти, индустриализации и IPO «Эйр Астаны»

С интересом продолжаю читать информационные материалы, мнения и оценки IPO «Эйр Астаны». Безусловно, это сделка является ярким событием и важным сигналом развития всего фондового рынка Казахстана. Кроме того, национальная авиакомпания, котирующаяся на мировых рынках и соответствующая международным стандартам, это атрибут состоявшегося, успешного государства. Не каждая независимая страна может себе такое позволить. Говорю это без прикрас.

Если не считать KazTransOil, то «Эйр Астана» - это первая несырьевая национальная «ласточка» Казахстана, которая выходит на публичные мировые рынки. Разница между предыдущими и предстоящим IPO в том, что «Эйр Астана» работает в международной высококонкурентной среде со строгими мировыми требованиями к качеству и безопасности.

До этого почти все волны казахстанской приватизации затрагивали сырьевых гигантов. Здесь можно отметить KazMunayGas E&P, Kazatomprom, National Company KazMunayGas. Это были по-настоящему первопроходцы, которые открыли дорогу новому витку разгосударствления экономики. Напомню, к 2025 году, то есть вот-вот, доля госсектора в экономике Казахстана не должна превышать 14%.

IPO «Эйр Астаны» - это фактически первая приватизация сервисной нацкомпании страны, созданной с нуля. Стоит ли участвовать в этой сделке, каждый решает сам. Аргументированно и разносторонне на эту тему высказались Алмас Чукин и Данияр Копбаев.

Согласно консервативным консенсус-прогнозам, у эмитента есть потенциал роста в диапазоне 15-20%, но рыночную волатильность и неопределенность, конечно, никто не отменял. Риски всегда есть и будут.

Однако в этой истории меня порадовало другое. Конкурентоспособность казахстанского авиаперевозчика напрямую зависит от развития промышленности и глубины внутренней переработки страны. «Эйр Астана» убедительно доказывает важность страновой индустриализации для защиты корпоративных интересов в условиях жесткой международной конкуренции.

Авиаперевозки - это топливозатратный бизнес, где авиакеросин занимает львиную долю статей расходов. Так, затраты на топливо превышают 1/4 всех операционных расходов нацкомпании по состоянию на 31 декабря 2022 года. Вместе с тем, доля отечественных НПЗ в топливных закупках «Эйр Астаны» доходит до 75%, что позволяет существенно снижать издержки в сравнении с конкурентами. К примеру, в 2022 году топливо, поставляемое внутренними нефтепереработчиками, оказалось на $300-350 за тонну дешевле, чем на международных рынках!

Теперь представьте, что было бы со структурой затрат и инвестиционной привлекательностью предстоящего IPO, если бы авиакомпания зависела на 50 и более процентов от внешних поставок топлива вместо текущих 25%, что тоже немало? Вряд ли о каком-либо потенциале роста курсовой стоимости акций вообще можно было бы говорить при такой импортозависимости. В отсутствие достаточной выработки топлива внутри страны, внешние шоки "съедали" бы всю маржу и рентабельность бизнеса.

Таким образом, значительная ценовая разница в топливных закупках у местных НПЗ напрямую влияет на эффективность деятельности и капитализацию компании. Более того, по мере расширения географии и интенсивности полетов объемы потребления авиатоплива будут только расти. Это понимает руководство компании. Так, в проспекте эмиссии признается риск слабого контроля над топливными расходами. Следовательно, внутренние мощности республики должны расти, чтобы обеспечить нормальный полет авиакомпании в воздухе и акций на бирже.

Парадоксально, но именно богатая сырьевая база страны в сочетании с перерабатывающими мощностями, особенно после недавних модернизаций НПЗ, стала одним из ключевых преимуществ «Эйр Астаны» в преддверии публичного размещения акций.

В этом смысле «Эйр Астана» имеет много общего с другими ведущими игроками рынка. Ради спортивного интереса я вкратце посмотрел передовой международный опыт последних лет. Среди более-менее аналогичных компаний с похожей предысторией и траекторией развития в глаза бросились Emirates. По аналогии с Казахстаном, этот крупнейший на Ближнем Востоке авиаперевозчик был создан в нефтяной державе с целью диверсификации экономики. Сейчас госкомпания входит в инвестиционный холдинг Дубая, который чем-то напоминает отечественный фонд «Самрук-Казына». Компания также планирует публичное размещение акций в ближайшей перспективе. Более того, в первом полугодии 2023-2024 финансового года Emirates нарастила прибыль на 134%, в том числе через хеджирование и другие инструменты контроля топливных расходов. Сходство с «Эйр Астаной» налицо.

В целом, авиаотрасль - это стандартизированный и жестко регламентированный бизнес, где операторы авиафлота могут выделяться только за счет высокой добавленной стоимости. Что это такое и с чем едят? По-простому и образно говоря, продукт с высокой добавленной стоимостью - это говядина, выращенная в Казахстане и приготовленная в форме национальных и других вкусных блюд в красивой посуде.

Что-то похожее сейчас происходит в воздухе, где казахстанская нефть перевозит отечественных и международных пассажиров «Эйр Астаны» из одной воздушной гавани в другую. Вместе с тем, без развития промышленности республики, в частности топливно-энергетического комплекса, не было бы истории успеха под названием «Эйр Астана». Получается, что казахстанская нефть, заправляя воздушные суда «Эйр Астаны», участвует в создании отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью и востребованностью на международной арене. Это именно то, о чем мы так долго мечтали.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
23579 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
8 мая родились
Роман Скляр
первый заместитель премьер-министра РК
Forbes Video

Марат Баккулов: бизнес, который невозможно отобрать

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить