Было одно дело у меня лет десять назад по части бизнес-разведки...
Короткая предыстория. Свой первый бизнес еще в начале девяностых я делал в Латвии. Сначала был менеджером одной крупной тамошней компании – представителем по Западной Сибири и Казахстану. Потом создал свою фирму, но в контакте с латвийскими бизнесменами остался, хотя уже жил и работал в Казахстане.
Обратился ко мне однажды мой латышский товарищ, знакомые которого решили делать дела в Казахстане – заключить контракт на поставку зерна на $15 млн с одной крупной местной компанией-посредником.
Что-то смутило и насторожило латышских бизнесменов, и они искали человека, который сможет навести справки и проанализировать ситуацию.
Дело было так. Потенциальные казахстанские партнеры пригласили латышскую сторону в гости, чтобы те воочию посмотрели зерно, документы, сертификаты и прочее – и убедились, что компания – действительно серьезный партнер и ей можно доверять. Ну, и заодно хотели бы уже определиться с деталями контракта и получить предоплату.
Латышская же компания планировала купить большую партию зерна, и не одну: сотрудничество ожидалось долгосрочное.
Приехали, значит, латыши в Казахстан на заключение протокола о партнерских отношениях. Естественно, казахстанская сторона встретила радушно и хлебосольно. Неделю, мягко говоря, не просыхали: тут были и дорогие гостиницы, рестораны, и сауны, и подарки. Все за счет принимающей стороны. В общем, культурная программа – насыщенная. Обстановка - дружественная.
В «предконтрактном» угаре появлялись некие люди - якобы из акимата, «заместители министров по агропромышленному комплексу» и прочие «шишки». Обещали золотые горы и гарантировали поддержку. Ездили по элеваторам, смотрели зерно... В общем, организация – комар носа не подточит.
Поскольку контракт был более чем на $15 млн, договор о намерениях предусматривал немалую предоплату. Причем не «утром деньги, а вечером – стулья», а наоборот: сначала деньги – потом зерно.
Латыши пребывали в полном восторге от «хлеба-соли». И вроде бы все шло как надо, но моего знакомого, с которым я поддерживал связь, терзали смутные сомненья. Все-таки он как западный человек не привык так дела делать: еще ни результатов, ни денег, ни зерна, а уже пир горой. В общем, все было хорошо, но уж слишком хорошо. В итоге обратились ко мне как к знающему казахстанские реалии и попросили «пробить» эту фирму через свои каналы.
Тут-то я и выяснил, что фирма с десятилетней историей была куплена недавно. Причем куплена с долгами. Это был бренд, который исчерпал себя, но все еще имел хорошую историю.
Второй сюрприз – шикарный офис с новой техникой оказался арендованным, причем даже не на несколько лет или хотя бы до конца года, а на несколько месяцев. Что тоже наводило на размышления.
И третий момент. По данным налоговой службы, уже год этот якобы крупный посредник, будто бы имевший контракты на поставку зерна с Ираном, Афганистаном, Пакистаном и еще десятком стран, сдавал только «пустографки» или показывал минимальный оборот типа закупа мелкой партии канцелярских товаров. И никаких следов крупных поступлений от больших сделок. Отсюда возникал вопрос: а где продажи?
Ну и, наконец, через органы внутренних дел выяснилось, что некоторые из ключевых фигур компании имели судимость.
Материалы убедили меня, что всё это шоу – просто постановка. Пришли бы от латышей первые деньги (а тогда условия не были такие жесткие, как сейчас: с депозитами в банках, которые гарантировали бы поставки, многие еще не работали), их бы оперативно сняли, а контору - ликвидировали. Все было организованно именно ради нескольких миллионов долларов предоплаты.
Естественно, когда я представил эти сведения и свой анализ, зарубежные партнеры отказались от предложения казахстанской компании. Не стали поднимать шум и что-то объяснять - просто не заключили договор. Дальнейшей судьбы местной компании я не знаю, так как это уже не входило в мою задачу.
Выводы таковы. Надо быть очень осторожными. Приятно, конечно, когда встречают, кормят, поят и на руках носят, но нельзя позволять себе пускать пыль в глаза. Доверяй, но всегда проверяй.