Наш город (Бишкек, бывший Фрунзе. - F) дал много знаменитых фамилий. Недавно узнал, что мегазвезды Онищенко и один из братьев Кличко – родом из наших краев. Хотелось бы украсить биографию города еще одной колоритной личностью. Некто Гришанин. Он был признан МВД СССР самым выдающимся фальшивомонетчиком Советского Союза.
Он подделывал не деньги, а билеты денежно-вещевой лотереи. С выигрышем «Волги». То есть за тот же труд по подделке одной сторублевки выручал в 100 раз больше денег, подделав один лотерейный билет. Покупал обычные билеты, дожидался розыгрыша, узнавал номер единственного на всю страну джекпота. Потом вытравлял ненужные номера и впечатывал нужные. Делал обычно по 3-4 джекпота на тираж. Затем садился в поезд и, разъезжая по стране, продавал «выигрышные» билеты директорам ресторанов, заведующим овощными базами и торговцам тюльпанами. Любил Кавказ и Крайний Север. Продавал по госцене, не добавляя ни рубля. Стоила «Волга» 10000 рублей, и билет продавал за 10 тыс. Билеты у него отрывали с руками. Потому что, владея и сотней тысяч рублей, – машину не купишь. Очередь в горисполкоме на 10-15 лет вперед. И самое главное - полная легализация денег. Откуда «Волга»? Да вся овощебаза знает: в лотерею выиграл!
Лотерейные билеты с крупными выигрышами отсылались в Москву на экспертизу. Прислали первый билет. Экспертиза подтверждает: билет подлинный, можно выдавать выигрыш. Но тут приходит второй билет. С тем же номером. Опять подлинный! Третий. Четвертый. На следующем тираже история повторяется. Министр внутренних дел СССР Щелоков орал на следственную группу. Вызвали директора фабрики Гознака. Он категорически отрицал брак и доказал невозможность опечаток на его фабрике. Привлекли группу НИИ по химии. И только тогда определили, какой билет подлинный, а какой фальшивый. Таков был уровень подделки! Но именно высочайший уровень фальшивок и погубил Гришанина.
Сразу стало понятно, что умелец не самоучка, а человек, имеющий специальное полиграфическое образование, допущенный к тайнам фабрики Гознака СССР. Все такие специалисты были на учете - и уволившиеся, и пенсионеры. Проверили местонахождение каждого по датам продажи фальшивок. Определили группу подозреваемых, не имевших твердого алиби. Тут помогла другая экспертиза. При подделке использовалось редчайшее химическое соединение. Допуск к нему имели немногие. И они тоже были на специальном учете. Сопоставили два списка, и преступник определился: Гришанин, город Фрунзе.
Но Гришанин оказался не только великим полиграфистом. Он еще имел и великое чутье. Непостижимым образом догадался о том, что раскрыт. И исчез. Объявили всесоюзный розыск. Тщетно. И только спустя много месяцев в МВД позвонили из одной колонии и сказали, что похожий по приметам «чалится» у них за мелкое хулиганство. Но фамилия другая. Поехали в тюрьму – точно, он. Оказалось, что Гришанин переделал свой паспорт (что для него паспорт?), умышленно напился, устроил дебош и на пару лет скрылся от всесоюзного розыска в тюрьме! Там-то искать не будут. Вот только недооценил вертухайскую бдительность. А могло и «прокатить».
Гения фальшивки утащили в Москву на скорый суд и лихую расправу. О его дальнейшей судьбе ничего не знаю. Фрунзенские газеты скупо сообщили, что народный суд вынес справедливый приговор, определив негодяю заслуженное наказание. Обычно этот эвфемизм означал расстрел.