Советский Союз остро нуждался в валюте. В хрущевскую оттепель созрели политические условия для строительства гигантских трубопроводов «СССР – Западная Европа». Европейцам была более удобна континентальная доставка, чем танкерная. Да и пресловутая диверсификация от арабов требовалась.
Схема была обычная:
1. СССР поставляет нефть, скажем, ФРГ.
2. Нефтяная компания ФРГ - скажем, «Обергруппенкеросин» - рассчитывается вагоном аккуратно нарезанной немецкой цветной бумаги – дойчмарками.
3. СССР за вагон аккуратно нарезанной немецкой цветной бумаги закупает в ФРГ зубную пасту Colgate, башмаки Salamander, кафель для ванных комнат Boizenburg и оптику для перископов подводных лодок Carl Zeiss.
4. «Обергруппенкеросин» перерабатывает советскую нефть и продает на европейском рынке со своей прибылью.
Хорошая схема. Все довольны. Но тут А. Косыгин (председатель совета министров СССР в 1964-1980. - F) и «косыгинцы» стали возражать и предлагать свою схему. Суть ее сводилась к тому, что нефть надо продавать не за аккуратно нарезанную немецкую цветную бумагу, а за аккуратно нарезанную советскую цветную бумагу. Как это сделать?
Схема предлагалась следующая:
1. «Обергруппенкеросин» на вагон аккуратно нарезанной немецкой цветной бумаги сама закупает в ФРГ зубную пасту Colgate, башмаки Salamander, кафель для ванных комнат Boizenburg и оптику для перископов подводных лодок Carl Zeiss, вывозит в СССР, передает советской торговой системе и за это получает вагон аккуратно нарезанной советской цветной бумаги.
2. СССР поставляет нефть в ФРГ и обратно получает вагон аккуратно нарезанной советской цветной бумаги.
3. «Обергруппенкеросин» перерабатывает советскую нефть и продает на европейском рынке со своей прибылью.
Данную схему предложили немецкой стороне. Немецкие керосинщики стали пищать, что закупка кафеля для ванных комнат – это непрофильный бизнес, что так никто в мире не делает и т. д. Советские переговорщики давили сильными козырями: нефть доставляется советскими трубами прямо в центр европейского потребления, да плюс с небольшой скидочкой. Где еще такое найдешь? Переговоры проходили бурно. Но, в конце концов, предложение А. Косыгина - как шаг к конвертируемости рубля - не прошло.
А вообще интересный вариант. Но так в мире действительно еще никто не делал. Были, конечно, всякие программы «Нефть в обмен на продовольствие», нефть – за оружие. Но это нетипичные случаи.