Благо времени на новогодних праздниках было достаточно, прочитал все написанное Юлианом Семеновым про приключения советского разведчика Максима Максимовича Исаева, известного Центру как Всеволод Владимиров, он же штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц.
Напоследок оставил роман «Семнадцать мгновений весны», так как снятый по нему многосерийный телефильм видел не раз, поэтому особого интереса к этому эпизоду жизни Штирлица не питал. Пробежался по тексту этого романа - и на его последней странице впал в ступор, для выхода из которого пришлось просмотреть заново последнюю серию фильма. На то были четыре причины.
Первая такова (цитирую по тексту романа): «Бело-голубой указатель на автостраде показывал двести сорок семь километров до Берлина». В фильме же Штирлиц останавливает машину у указателя «До Берлина – 200 км», после того, как промелькнули еще два – 300 км (перед въездом на мост через канал) и 280 км.
Вторая причина – это день, в который Штирлиц мчится назад в логово врагов. В романе указано 18 марта 1945 года, а в фильме – 24 марта.
Третья причина – это песня, точнее, ее отсутствие в фильме. По тексту романа, когда Штирлиц гнал машину в Берлин, он слушал музыку: «Семнадцать мгновений апреля, - транслировали по радио песенку Марики Рёкк, - останутся в сердце твоем. Я верю, вокруг нас всегда будет музыка, и деревья будут кружиться в вальсе, и только чайка, подхваченная стремниной, утонет, и ты не сможешь ей помочь…».
Но в фильме в машине - тишина, а за кадром звучит главная музыкальная тема сериала композитора Микаэла Таривердиева. Почему песню Марики «Семнадцать мгновений апреля» (Siebzehn Augenblicke im April» в концовке решили не оставлять – понимаю: в противном случае автору романа (он же – сценарист) могли бы попенять за то, что заимствовал тему для названия. Кроме того, книга кончается сценой, в которой Штирлиц просто сидит на земле в лесу, а в фильме добавили еще минут 10 на то, чтобы вкратце рассказать зрителям о штурме Берлина, Нюрнбергском процессе и параде Победы в Москве.
Еще одна, четвертая загадка от Штирлица и Марики Рёкк – это ненавидимый разведчиком фильм «Девушка моей мечты», в котором она играет главную роль. Штирлиц шесть раз просмотрел этот фильм в кинотеатре, ожидая там связного, - если судить по телевизионной версии. Однако в тексте романа про походы разведчика в кино не говорится вообще!
Роман «Семнадцать мгновений весны» вышел в свет в 1968, а телефильм был снят в 1973. Но, хотя все его создатели получили Государственную премию РСФСР, Юлиан Семенов не попал в списки награжденных. Он умер в сентябре 1993 в возрасте 62 лет после внезапного инсульта, случившегося в 1990, и до сих пор ходят слухи о том, что ему помогли уйти из жизни. Марика Рёкк скончалась в мае 2004 в возрасте 90 лет. Существует версия о том, что она сотрудничала с советской разведкой и входила в группу Яна Черняка.