Прошло 8 Марта - праздник, который в моем сознании ассоциируется с днем матери. Сейчас родить и вырастить ребенка довольно накладно. Конечно, есть определенная поддержка со стороны государства во время беременности и после, однако в целом она достаточно слаба. Из мер поддержки можно выделить лишь возможность бесплатно родить (но и этот момент сопряжен с вероятностью низкого уровня обслуживания) и декретные (но и здесь поставили лимит около 750 тыс. тенге: 42 МЗП минус 10% ИПН, а для неработающих просто есть небольшое фиксированное пособие). Те, кто родил 6 или 8 детей, получают звание «Кумис Алка» и «Алтын Алка», соответственно. Это дает возможность получения бесплатного жилья в приоритетном порядке, если женщина стоит в очереди на получении социального жилья, льготы по оплате коммунальных услуг и транспортного налога. Учитывая, что доля новорожденных, которые стали шестым и далее ребенком в семье, составляет всего 2% от общего количества детей, то, естественно, число тех, кто может воспользоваться льготой, очень невелико. А если учесть, что 1,5% из этих 2% рождаются на селе (многодетность на селе в 3 раза выше, чем в городе), так льготы и вовсе рискуют остаться невостребованными. Однако матерей беспокоят расходы и поддержка не только во время беременности и сразу после родов, но и вообще траты государства на ребенка как на своего гражданина.
Казалось бы: огромная территория Казахстана, огромные ресурсы, но демографическая политика несоразмерна потребностям страны. Исходя из параметров социальной поддержки можно сделать вывод, что у нас жуткое перенаселение, а женщины рожают минимум по 6-8 детей и стоит вопрос о дестимулировании рождаемости (чего стоит мера об ограничении декретных!). На этом фоне часто слышу про примеры других стран, особенно про Эмираты, где якобы открывают счет на имя новорожденного гражданина и перечисляют $40 тыс., а то и вовсе $1 млн. Учитывая, что в стране около 1,2 млн граждан, выдавая по $1 млн каждому, страна давно вылетела бы в трубу. Возможно, правдой является первая цифра ($40 тыс.). Я перерыл все сайты соответствующих госорганов ОАЭ, однако, так и не нашел подтверждения этому. Зато выяснил другое - оказывается, каждый гражданин ОАЭ имеет право:
- на получение земельного участка бесплатно (у нас это тоже есть, только по-моему не все знают);
- на получение беспроцентного кредита для строительства своего дома;
- на получение бесплатного школьного и высшего образования (в т.ч. зарубежом);
- на бесплатное здравоохранение,
- и, наконец, на $19-20 тыс. на свадебные расходы.
В целом это намного больше, но не имеет прямого отношения к рождению ребенка.
Зато есть другая страна - Сингапур, где плотность населения больше казахстанского показателя в 1200 раз (!), где доля населения старше 60 лет такая же, как и у нас. Но при этом там разработана грамотная программа стимулирования рождаемости. Итак, начнем:
1. Молодая пара женится и сразу же подпадает под госпрограмму Medisave, которая покрывает большую часть затрат по беременности. Семьям, у которых есть проблема бесплодия, покрывается 75% расходов на лечение. Если у молодоженов уже есть ребенок, но нет квартиры, им предоставляется возможность арендовать квартиру по более низкой цене, чем на рынке, пока они не получат собственное жилье. При этом все молодожены резко повышают шансы на получение жилья по программе HDB (про программу Housing Development Board я писал ранее в статье про пенсионную систему Сингапура), и здесь очереди в программе отнюдь не как у нас. По сути, HDB - это как наш ЖССБ, только намного больше и мощнее по ресурсам и полномочиям.
2. Далее, когда рождается ребенок, государство дает Baby Bonus в размере S6000 (около $4,8 тыс.) за первого/второго ребенка, S8 000 - за третьего/четвертого. Но есть один грамотно продуманный момент - деньги дают не сразу, а в три подхода: 50% через 3 недели после рождения ребенка, и по 25% - через 6 и 12 месяцев, ведь при единовременной выдаче есть риск, что образуются лишние деньги, которые пойдут на другие цели.
3. Отметим, что эти деньги выделяются государством помимо выплаты декретных, которые оплачиваются отдельно из расчета 4 зарплаты (впрочем, как и у нас). Разница в том, что в Сингапуре там нет лимита по выплате. Правда, при рождении первого/второго ребенка половину декретных платит работодатель, а вторую половину – государство. Если ребенок третий и далее, расходы по выплате декретных полностью берет на себя государство. И всем платят в размере зарплаты! К сожалению, я не нашел информации о том, сколько платят женщине, если она была безработной все 12 месяцев до даты, когда обычно выходят в декретный отпуск. Но, видимо, и в этой ситуации есть решение (в Сингапуре просто так не оставят человека без помощи), ибо декретные дают даже тем, у кого всего 3 месяца стажа за последние 12 месяцев. Плюс ко всему женщине положено еще 7 дней отпуска, оплачиваемого государством, для ухода за детьми - и так каждый год, пока ребенку не исполнится 7 лет.
4. На этом поддержка не заканчивается. Новорожденному начисляется S3000 на счет MediSave. Половина из этой суммы начисляется сразу, а половина – через год. Эти деньги идут на оплату медицинских расходов.
5. Но и это еще не все. На специальный счет для развития ребенка (Child Development Account) государство начисляет до S6 000 за первого/второго ребенка, S12 000 - за третьего/четвертого, S18 000 - за пятого и далее. Причем сингапурские власти здесь внедрили принцип 1 к 1, то есть государство и положит столько, сколько положат родители, но не более указанной суммы. Иначе говоря, государство стимулирует сбережения и при этом дает от себя деньги и повышает благосостояние людей - в дальнейшем эти деньги могут быть потрачены на медицинские расходы и на образование ребенка. Есть правда, здравые ограничения - деньги должны быть расходованы только безналичным способом, и только на оплату услуг тех организаций, которые одобрены государством.
6. Идем дальше. Родители ребенка могут подать заявление на уменьшение суммы налогов - S5 000 за первого ребенка, S10 000 - на второго, и по S20 000 - на третьего и далее. И это помимо того, что от 15% (первый ребенок) до 25% (третий ребенок и далее) доходов беременной женщины вообще не облагаются налогами. Кстати, ставка ИПН на среднюю зарплату в Сингапуре составляет около 2,7% (против 10% в Казахстане)
7. И, наконец, еще один пункт поддержки. Работающие родители, которые оставляют своих детей на попечение бабушке или дедушке, могут получить от государства еще S3000, либо уменьшить налоги на эту сумму. Плюс еще субсидии на оплату услуг детских центров (по сути, детсадов). Причем субсидии доступны даже для родителей, получающих среднюю по стране зарплату. Надо ли говорить, что эта мера стимулирует то, чтобы люди оставляли своих детей не няням, а именно своим бабушкам и дедушкам (у которых, кстати, пенсионный вопрос решен более чем достаточно)
Если суммировать все, что предлагает Сингапур для своих матерей как наличными, так и в форме уменьшения налогов, получается около S90 000 ($60 000) на ребенка. Для сравнения - средняя зарплата равна S4 400 (или $3 500). Кстати, чтобы читающий имел полную картину, скажу, что эта социальная система тесно связана с пенсионной системой (см. мою статью «О сингапурской системе пенсионного накопления»).
В целом, я еще заметил одну вещь - данные о том, как можно получить помощь от государства, размещены на нескольких десятках сайтов в разнообразном виде (начиная от текстовой информации заканчивая расчетами и презентациями), без каких-либо ссылок на другие ресурсы. Тогда как у нас, чтобы найти соответствующую информацию, надо перерыть законы - даже Egov дает краткую информацию, а потом предлагает кучу ссылок, прочитав которые, полная картина складывается только у назойливого и высококвалифицированного эксперта.
В итоге при сравнении ситуации в Казахстане и в Сингапуре складывается стойкое ощущение: там надо умудриться, что не получиться получить помощь от государства (то есть практически закрыться и игнорировать любую информацию), ибо критерии выстроены так, чтобы под поддержку подпадал даже средний класс, тогда как у нас большую часть помощи можно получить только если ты нищий, при этом нищету придется еще доказывать.
И напоследок. Некоторые страны стимулируют рождаемость, потому что страна богата ресурсами (Ближний Восток), некоторые – потому, что население стареет (страны Западной Европы и ЮВА), некоторые – потому, что территория большая и нужны рабочие руки (Австралия и Канада), но у нас выстреливают все факторы. И ничего! Будем надеяться, что очень скоро будет поставлен вопрос о постепенном переходе на сингапурскую модель, и не частями, а именно в комплексе. Будем надеяться, что не начнутся отговорки, мол, мы не Сингапур. Ибо когда речь идет о непопулярных реформах, эти «отговорщики» стремятся задействовать мировой опыт (хотя там эти реформы имели предпосылки, которых нет у нас). Но когда речь идет о популярных реформах, то даже если предпосылки те же (у нас даже более плохие демографические предпосылки), часто слышу от них аргументы, что мы-де другие, у нас своя специфика. Доколе?