Валюты бывают демократическими и тоталитарными. Демократические способствуют процветанию масс и гарантируют свободным массам свободу потребления свободных благ. Тоталитарные способствуют процветанию немногих и не гарантируют даже того, что свобода (для их обладателя) будет лучше, чем несвобода. В реальном мире, конечно, присутствует валютный симбиоз, а большинство сознательно и давно научилось любить любую без исключения валюту.
Нурсултан Назарбаев в далеком 2010 году заявил, что человечество «проглядело факт создания мировой тоталитарной валютно-финансовой системы, абсолютно лишенной минимальных признаков демократии». Справедливо ли это утверждение? Могут ли валюты оставаться тоталитарными даже за фасадом политической демократии? Есть ли подвижки к лучшему за прошедшее время? Возможны ли они в принципе?
Да, да, нет, да.
Да, мировые резервные валюты тоталитарны: они выпускаются немногими и в интересах немногих. И таковыми останутся, даже если монополию на эмиссию будут иметь не конкретные государства, а наднациональные структуры. Просто в последнем случае у национальных элит есть шанс сохраниться и выжить в условиях неограниченной экспансии элит, контролирующих эмиссию резервных валют. А то и слиться с ними в финансовом экстазе, сохранив политическую изономию.
Да, тоталитарны, увы, не только тоталитарные, но и демократические валюты. Прямое народовластие – плохой помощник в рутинной ежедневной валютной политике.
Нет, подвижек к лучшему пока не видно. Есть только надежды. Например, банк JP Morgan запатентовал технологию алгоритмизированной эмиссии валюты, аналогичной биткойну. Такая технология может дать шанс избавиться от валютного тоталитаризма при условии, что не произойдет подмены сущностей видимостями.
Да, все технологии, нужные для создания (впервые в истории) демократической валюты, уже есть. При их соединении в целое важно, на мой взгляд, предусмотреть следующие элементы новой валютной системы:
1. Механизм эмиссии не должен зависеть от человеческого фактора и воли правителей, он должен быть алгоритмизирован на программном уровне.
2. Каналы проверки соблюдения алгоритмов эмиссии должны быть открыты для любого пользователя валюты.
3. Доля наличного обращения в общем объеме денег постепенно должна быть сокращена до нуля. Это позволит избежать неконтролируемых изъятий средств из системы и необходимости «сглаживающих» такие изъятия эмиссионных корректировок.
4. Программные механизмы эмиссии (и стерилизации) денежных средств задаются единообразно в каждом государстве, что упростит постепенный переход к единой мировой валютной системе.
5. Обеспеченность эмиссии на базовом уровне гарантируется посредством оценки ресурсов, наполняющих деньги стоимостью, в физических единицах (киловатт-часы электроэнергии, тонны питьевой воды, квадратные километры земли и т. п.). Это позволит избежать зависимости от ценовых манипуляций (с помощью, например, деривативов) и от иллюзорных инструментов оценки, не учитывающих статистические искажения и различия валют по паритету покупательной способности.
6. Проводится институциональное разделение между деньгами (валютой, уже наполненной стоимостью) и кредитом (валютой, которая не является наполненными стоимостью деньгами как минимум на сумму процентного вознаграждения).
7. Порядок финансирования государственных расходов и стерилизации денег может быть изменен. Например, все налоги можно сразу встроить в систему проведения расчетов.