Недавно интернет-общественность взволновали слухи о возможном приходе Макдоналдса в Казахстан. Началось с открытия некоего «корпоративного аккаунта» в Instagram.
Возможно, это было бы хорошим примером вирусного маркетинга, но не в случае с корпорацией, которая никак не комментирует свои планы по Казахстану. В итоге она не подтвердила эту новость. Между тем, судя по возникшему ажиотажу, казахстанцы давно ждут Макдоналдс, и, открой он свой ресторан, поток посетителей был бы огромным.
Также периодически в интернете появляются не подтверждающиеся затем известия о приходе к нам других глобальных брендов, таких как «ИКЕА» или «Старбакс».
Желающих купить их франшизы много – это и инвесторы с небольшими средствами, и крупные предприниматели. Но франчайзинг не является популярной формой при выходе мегабрендов на рынки СНГ. Например, Макдоналдс не стал продавать франшизу на территории России: сеть управляется СП, где 20% принадлежит правительству Москвы.
Так же поступила и «ИКЕА», которая предпочла прямые инвестиции, хотя собственное управление обходится намного дороже. Так, «ИКЕА» уже вложила в российский рынок $1,7 млрд.
При этом не всегда мнение о том, что местные предприниматели не доросли до уровня франчайзи международного бренда, является верным. Мы видим, что в арабских странах или государствах бывшего соцлагеря эти бренды успешно продают свои франшизы. Что же мешает им выйти на рынок Казахстана? Ведь они могли бы прийти и через партнерство с отечественным бизнесом, и через прямое корпоративное управление.
Дело в том, что казахстанский рынок не является для мегабрендов интересным с точки зрения многих факторов.
1. Логистика. Любое предприятие состоит из логистики и поставок, являющихся основой для успешного функционирования. Все поставки в Казахстан идут либо через Россию, либо через Китай. То есть через страны, имеющие прямой выход к морю. Подобный транзит утяжеляет транспортировку сырья и удорожает конечный продукт.
2. Население. Плотность населения Казахстана не самая высокая, а расстояния между городами большие. Это не самый интересный рынок с точки зрения прибыльной плотности.
3. Казахстан не входит в число стран, где мегабренды желают быть частью городской архитектуры.
4. Страна не является членом ВТО – с обязательным подписанием соглашений о защите интеллектуальной собственности. Речь идет о так называемых TRIPS (соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности). ИС представляет собой существенный фактор при работе с франчайзинговой системой. Хотя меры по защите интеллектуальной собственности в настоящее время совершенствуются и многие проблемы уже решены.
5. Роялти. Не совсем ясна их роль при налогообложении.
6. Города все еще пользуются старой инфраструктурой, не рассчитанной на большое количество торговых площадей. В крупных мегаполисах, таких как Алматы и Астана, до сих пор наблюдается их дефицит. Количество вводимых торговых площадей не покрывает существующую нехватку. Многие бренды стоят в очереди на аренду помещений в крупных торговых центрах. Разумеется, такая ситуация не может являться привлекательной для развития франчайзинга и прихода крупных брендов.
7. Финансовый сектор. К сожалению, банковские кредиты не являются популярными у франчайзинговых компаний. Это связано как с высокими ставками по ним, так и с тем обстоятельством, что банки не принимают нематериальный актив бренда в качестве залога. Между тем кредитование франчайзинга банковским сектором является сложившейся практикой на международных рынках.
Помимо этих причин есть ряд аспектов, которые также влияют на развитие франчайзинга и приход международных брендов в Казахстан. Следует понимать, что крупные бренды – это огромные корпорации со своей политикой, которые при выборе рынка руководствуются собственными расчетами. И часто для них важно качество, а не количество.